«Перевоз» Бучкина

Очередная волна личных и рабочих дел опять привела к тому, что в моём почтовом ящике скопились интереснейшие письма и фотографии. Пытаясь разобрать хотя бы часть из них, публикую письмо Виктора Бородулина:

У нас как-то уже был разговор о том, что доверять изображениям местности, выполненными художниками, лучше не стоит. Тогда речь шла о церкви села Красного, что за Корежечной, и Дмитриевского погоста, что на Орлеке. Упоминался тогда и П.Д. Бучкин. И я предположил, что одну из своих акварелей он рисовал не на местности — ориентиры не совпадали. Вот вам еще одна акварель этого автора — никто не станет спорить, что написана она со старой открытки-фотографии. Добавлены персонажи, сюжет оживлен, немного изменен… Что называется, «найдите десять отличий».

Акварель выполнена в 1942 году. Тогда художник жил в эвакуации в Угличе. Понятно, время военное, тяжелое. На натуру особо не разгуляешься — как бы чего не вышло. Но без дела художник сидеть не мог. Вот и приходилось действовать таким способом — рисовать с фотографий. Кстати, и сейчас многие художники грешат этим — рисуют с фотографий или со слайдов. Подробно этот процесс описан в романе Сергея Есина «Имитатор» — там в собирательном образе художника, главного героя, весьма узнаваемы черты Александра Шилова и Ильи Глазунова.

Как-то и я увидел у нас в одном из «салонов» выставленную на продажу картину одного местного художника, изображающую Алексеевский монастырь. Вроде все то, да не то. И Дивная есть, и все вроде так, да не так. Пока не догадался, в чем дело, чуть не получил тяжелый вывих мозга. Оказывается, тот художник рисовал со слайда, да вставил его в проектор не той стороной, вот и получилось все в зеркальном изображении. А на натуру выйти, проверить, все ли правильно — то ли ума не хватило, то ли лень было. Вот так и рождаются «шедевры». Анекдот, да и только.

Но к акварели П.Д. Бучкина это не относится — здесь все выполнено в высшей степени профессионально, и нельзя не признать, что работа, написанная с фотографии, весьма лучше исходного оригинала.

Бучкин. Перевоз

4 комментария

  1. Янъ

    Любопытная тема! Работы развернулись в 1938 вовсю… В 1942 году, мне кажется, это место категорически отличалось от вида на открытке. Это несколько оправдывает художника, этакие воспоминания… Любопытно мнение знатоков. Это место – вид на Богоявленку – какое оно сегодня? как определить? точка откуда смотрим и точка-гора.

    Опубликовано 20 сентября 2012 года в 17:39 | Постоянная ссылка
  2. Виктор Бородулин

    Точка давно определена.
    Там, где стоят нефтяные емкости – это вход в канал шлюза со стороны верхнего бьефа.
    Место, где непосредственно разворачивается действие – сейчас давно на дне речном – точные координаты, я думаю, ни к чему.

    Опубликовано 20 сентября 2012 года в 23:04 | Постоянная ссылка
  3. Янъ

    Хорошо, определена, но не в этой теме.
    А написал тут с желанием исправить неточность (выше):
    “…На натуру особо не разгуляешься — как бы чего не вышло. Но без дела художник сидеть не мог. Вот и приходилось действовать таким способом — рисовать с фотографий…”
    …а натура была на территории Волголага…
    2 вопроса, если можно:
    - кто заведовал перевозом?
    - можно ли уточнить хозяина нефтяных цистерн?

    Опубликовано 21 сентября 2012 года в 14:09 | Постоянная ссылка
  4. Ольга другая

    “Близ берега Волги находились нефтяные склады фирмы «Нобель»
    и перевоз, соединяющий две части города.”
    Это цитата из статьи УГЛИЧ ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ Т. А. Третьяковой.
    См. на вики. Еще есколько фотографий перевоза нашла у себя, подготвлю и вставлю туда позже.

    Опубликовано 18 ноября 2012 года в 23:14 | Постоянная ссылка