Стена Богоявленского монастыря

Продолжается строительство стены Богоявленского монастыря:
Продолжается строительство стены Богоявленского монастыря
Фото Вячеслава Кудрявцева.

35 комментариев

  1. Светлана

    Спасибо Вячеславу за красивые фотографии.

    Опубликовано 30 мая 2012 года в 6:56 | Постоянная ссылка
  2. Евгений

    “Любое строительство есть благо – будь то воссоздание Богоявленского монастыря или укрепление набережной. Дай бог процветания славному Угличу”.
    Я искренне поддерживаю слова Светланы и в свою очередь тоже хочу выразить Вячеславу Кудрявцеву благодарность за красивые фотографии. Регулярно представляемые городские пейзажи достойны большого внимания – они с теплотой и вдохновением передают знакомые места Углича и заставляют взглянуть на них по новому, в обыденном и привычном увидеть прекрасное. Современные фотографии также становятся фотолетописью города, уже через некоторое время они будут характеризовать тот или иной год, а в отдаленном будущем создадут хорошее представление о нашем времени. Замечательно, что регулярно снимаются виды города и откладываются в своеобразный архив. Некоторые пейзажи, созданные Вячеславом Кудрявцевым, со своей стороны я бы хотел признать едва ли не лучшими современными видами города – такая истинно живописная красота и душевная теплота явно не под силу маститым столичным фотографам, способным лишь поверхностно коснуться нашего города. А истинную его красоту способны увидеть только угличане.
    По поводу возводимой ограды Богоявленского монастыря хочется сказать, что очень хорошо видеть фиксирование разных этапов строительных работ. В будущем приятно будет изучать все шаги этого благого и замечательного дела. Сейчас ограда со стороны ул. Ростовской почти достроена. Можно надеяться, что когда-нибудь в будущем будут возведены и Святые ворота, которые завершат монастырский архитектурный ансамбль с этой стороны. Сейчас кирпичная кладка покрывается обмазкой, которая, в отличие от штукатурки, сохранит живописную фактуру кирпича и будет требовать меньшего ухода. Не смотря на то, что кирпич силикатный, кладка смотрится выразительно и дышит древними традициями. Новая ограда вполне достойна прекрасной и древней обители, которой ныне возвращается истинное историческое лицо. Разруха и запустение сменяются новой жизнью и возрождением. Приятно наблюдать благие дела созидания. Они очищают души людей и внушают оптимизм, которого так не хватает.

    Опубликовано 30 мая 2012 года в 22:45 | Постоянная ссылка
  3. некто

    Не могу понять что такого “благого” Вы увидели в строительстве данной стены. Архитектурный стиль нарушен (явно просматривается восточная стилистика кладки), людям, живущим в пределах стены созданы неудобства, школы и музыкальную и общеобразовательну – выгоняют.
    У нас что в Угличе, столько монахов, что в 3 монастырях (мужском, женском и женском старообрядческом) не помещаются?
    Батюшки и матушки отхватили большой кусок земли в центре города бесплатно и откроют там коммерциализированный тур. объект под названием монастырь.
    Лучше б на деньги, потраченные на стену прихожанам помогли – тем же больным детям в рамках акции “белый” цветок. Так ведь нет.

    Опубликовано 31 мая 2012 года в 13:40 | Постоянная ссылка
  4. Евгений

    Об архитектурном стиле. Как ни удивительно, но ничего восточного в нем нет. Стена такой стилистики прежде была по улицам 9 Января и Первомайской. Она имела орнамент в виде крестов с круглыми филенками в средокрестии. В данном случае этот вариант оформления стены использован для участка по ул. Ростовской. А восточной стилистики здесь не найти при всем желании. Архитектурные поиски не вышли за пределы данного архитектурного ансамбля.
    По поводу людей. Интересно, какие неудобства им созданы? Со стороны трехэтажного жилого дома оставлен проход, равный ширине имевшегося тротуара. В районе основной дороги оставлен огромный проем, который, надеюсь, в будущем, после расселения домов, займут продолжение стены и Святые ворота. В нынешних уловиях разве что стало невозможно ходить напрямую по лужайкам, что, впрочем, и не нужно. Если дома когда-нибудь расселят, их жители, думаю, будут счастливы переехать из ветхих строений в нормальные квартиры.
    По поводу школ. Музыкальная школа, как известно, находится на ул. Ленина в здании Горкома Партии, а в монастырских келиях находится Художественная. Также хорошо известно, что СОШ № 2 и Художественную школу никто не выгоняет. Уже было официально сказано, что, например, для СОШ № 2 будет построено новое здание, а до этого времени она будет находиться на старом месте. Также надо понимать, что монастырь сейчас не способен освоить столько зданий. Ему достались одни трущобы и руины, которые нужно восстанавливать.
    По поводу участка земли. Участок-то исторический! Здесь Богоявлеский монастырь находился несколько веков и это его законное историческое место. Святыни надо восстанавливать и надо возвращать Церкви то, что у нее незаконно и несправедливо отобрали большевики в тяжейшие и худшие годы нашей истории. Справедливость рано или поздно должна восторжествовать! У православных людей и духовенства тоже должны быть гражданские права, которые они в праве реализовать в возрождении поруганных святынь.
    Ныне в Угличе 3 монастыря, кому-то может показаться, что это много, но, что Вы предложите сделать с Богоявленским? Если его не восстанавливать, он неизбежно разрушится от небрежения и ветхости. Уже сейчас келии и храмы находятся в тяжелом состоянии. Завтра будет уже поздно.
    В Переславле-Залесском, например, 4 действующих монастыря, и все они органично вошли в городскую жизнь.
    Ныне Богоявленский монастырь активно посещается туристами. Что в этом плохого? Пусть иностранцы и российские туристы видят возрождение памятников архитектуры, а в будущем любуются их величием и красотой. По моему это во сто крат лучше, чем заросли бурьяна и развалины, которых и так много по всему городу.
    По поводу благотворительности. У противников Церкви сложилась очень примечательная традиция выражать свой протест слезливыми жалобами, что дескать школу выселяют, детям не помогают. Очень хороший способ кого-нибудь подколоть, найти повод для критики. Но школы, как известно, никто не выселяет, а Богоявленский монастырь уже сейчас занимается поддержкой обездоленных, а в будущем планирует оказывать бесплатные медицинские услуги. Монастырь эти дела не афиширует, не выпячивает на глазах общественности, а тихо творит добро обездоленным людям.
    Кто-то уже однажды написал, что лучше бы кирпич ограды пустить на детский сад. Опять слезливая претензия. А посмотрели бы в какой нищете монастырь строит ограду. Кирпич поставляют разных сортов и цветов, внутрь кладут разный старый кирпич. Никакими роскошествами и не пахнет – все в меру скромных сил. Кто что подаст.
    В славных 1920-30-х гг. было очень легко разрушать, грабить созданное чужими великими трудами богатство. А созидать ой как трудно! Ничто не падает с неба, не течет рекой, а достается только многотрудными поисками и трудами. Сколько жертвователей нужно объехать, сколько работать, чтобы возвратить монастырю былое величие и благолепие. А критиковать всегда так просто и перечеркивать несколькими словами чьи-то труды и старания, которые даже не всегда заметны под гнетом проблем. Каждое великое благое дело всегда находило противников. Как только кто-то начивает работать и созидать, всегда со всех сторон появляются враги. Так происходит всегда и в этом печальная проза нашей жизни. Только безделье, гибель культуры, духовности и наших памятников архитектуры никто не замечает и не критикует. Печально и трагично, что пустота и разруха для нас вещи совершенно нормальные и естественные, а попытка что-то облагородить и привести в порядок вызывет ропот и раздражение.

    Опубликовано 31 мая 2012 года в 23:25 | Постоянная ссылка
  5. некто

    А вы посчитали во сколько обойдется строительство новой школы, только потому что старую надо выселить по велению батюшек? Это такой способ “искать жертвователей”?
    Келии и храмы не находятся в столь уж ветхом состоянии кроме Смоленского – Богоявленския собор был частично отреставрирован относительно недавно, Федоровский также подвергался реставрации. Да и потом – кто мешает РПЦ восстанавливать храмы не отгораживаясь от людей стенами?
    По поводу “нищеты” при строительтсве – мы все помним постройку стен у Воскресенскогно и Алексеевского монастырей – ни о каком старом кирпиче, как и в данном случае речь не идет – оспользовался высокосортный кирпич. А разноцветный он потому, что таков замысел был при постройке этой стены – с круглыми “окошками”, тогда как даная стена ы своем историческом обличии была гладкой и беленой. Забелить разноцветные узоры монахинь заставило предписание арх надзора.
    Далее про исторические места – пару лет назад Виктор Бородулин выполнил замечательную работу – сфотографировал разрушающиеся храмы нашего края – все это исторические места, но я что-то не заметил, чтоб РПЦ начала восстанавливать хоть один из храмов, расположенных в отдаленных местах – Дуброво. Василево и пр… А причина проста – много надо вложений сделать а выгоды коммерческой нет. То ли дело забрать частично отреставрированный ансамбль и денег не столь много уйдет и финансы капать начнут побыстрее и поактивнее чем в том же Василеве, например.
    А уж по поводу экстрадиции церковного имущества это вообще абсурд – давайте тогда уж найдем потомков купцов Евреиновых и администрацию выгоним из их дома.
    Приведу на эту тему пример известный наверное всему городу – в Спасо-преображенском соборе был музей и пел ансамбль Ковчег, собор вернули церкви в результате экспонаты музея пылятся в запасниках, Ковчег выгнан в Богоявленский собор, зато в Спасо-преображенском поет его жалкое подобие одетое в рясы.

    Опубликовано 01 июня 2012 года в 8:37 | Постоянная ссылка
  6. Евгений

    Новое здание школы никогда не помешает. Ученики, думаю, достойны учиться в удобных современных зданиях, а не в малоприспособленных для этого старинных. Да и вопрос строительства новой школы и возвращения келий монастырю, очевидно, сейчас еще не рассматривается.
    Ограда – часть исторического облика монастыря. Без нее жизнь монастыря невозможна, архитектурный ансамбль лишен целостности. По поводу старого кирпича. – Я сам видел, что участок стены напротив Федоровского храма строили с использованием советского и старинного красного кирпича, который по недостатку современного укладывали внутрь. Использование цветного кирпича действительно могло являться частью первоначального замысла, но лишь на раннем этапе строительства. Это было заметно на участке около Богоявленского собора. До середины высоты выдерживался цвет, а затем кирпичи уже стали класть хаотично – тогда уже было решено ограду побелить. Участок около Федоровской церкви с самого начала строился под побелку. На этом этапе разный кирпич поставлялся небольшими партиями, а его разномастность явно характеризуется недостатком средств. Почему бы в другом случае не построить всю стену из белого кирпича?
    По поводу сельских храмов. Вы, наверно, не знаете, что уже более половины сельских церквей восстановлено и вновь стали действующими. В частности, огромные работы проведены на церкви села Дуброво. Я прекрасно помню, в каком ужасающем состоянии она была еще десять лет назад, а ныне выведена из аварийного состояния и имеет вполне приемлемый вид.
    Также важно знать, что приходские храмы, в отличие от монастырей, целиком связаны с жизнью мирских людей. Не только священники, но и миряне активно участвуют в их жизни и восстановлении. Если в Василеве, Курышине, Клементьеве, Климатине, Погорелках, Губачеве, Котове, Княжеве и некоторых других местах местные жители не проявляют инициативы возродить храмы, Церковь мало что может сделать. Приходские храмы служат интересам мирских людей и возрождаются по их инициативе, а монастыри по инициативе монашествующих. В этих подходах заключается большое различие. Именно поэтому монастыри зачастую имеют более благолепный вид, чем приходские церкви. Монастырь – это единый организм, где все насельники трудятся ради одного дела, а в приходских церквах далеко не всегда так получается.
    Также я хочу отметить, что в Богоявленском монастыре храмы имеют далеко не лучшую сохранность. Собор и Федоровскую церковь реставрировали только снаружи, но не заботились об укреплении фундаментов, сводов, стен, сохранении росписей. Так что насельницам монастыря придется потрудиться еще не мало. А келейные корпуса находятся в еще худшем состоянии. Фундаменты подмыты, крыши уже потребовали замены. Корпус по Ростовской улице был сильно разгромлен вандалами после расселения. Так что состояние зданий оставляет желать лучшего. Если монастырю не заниматься их спасением, то лучше все сразу снести. Другой никто не восстановит.
    Также я хочу напомнить, что есть Федеральный Закон о возвращении церковного имущества, который надо выполнять. Закон о реституции имущества частных лиц не принимался, а потому тащить в общую кучу дом Евреиновых абсурдно и глупо. Он церковным имуществом не являлся, а потомкам купцов и дворян ценности если и возвращают, то в частном порядке, а законов по этому поводу не принято.
    Кроме того многие графья и князья после революции бежали за границу, а Церковь все годы советской власти была со своим народом, вместе с тем терпела все тяготы и лишения и уж без сомнения заслужила к себе уважительное отношение и право вернуть прежнее достояние, разграбленное и разрушенное большевиками.
    Интересая история была со Спасо-Преображенским собором. Наша либеральная общественность с помощью прессы создала очень красивую и одностороннюю картину – пришли попы и отобрали у музея собор. Хотя на самом деле ситуация была гораздо сложнее. Церкви было удобно совместное использование храма и первоначально вовсе не было стремления к передаче собора. Но нашлись некие “патриоты”, которые стали раздувать шумиху, приглашать журналистов, писать статьи, всюду заявляя, что у музея отбирают собор. Они создали проблемы священнику собора и откровенно спровоцировали передачу. Не было проблемы, так они ее создали собственными усилиями. Так что помимо духовенства следовало бы обвинить и тех, кто неизвестно зачем провоцировал ситуацию и раздувал конфликт.
    Ансамбль “Ковчег” уже давно прекрасно расположился в Богоявленском соборе и, думаю, не испытывает никаких неудобств. Его никто не выгонял на улицу. А раньше приходилось видеть отношение прежних составов ансамбля к Спасо-Преображенскому собору. Их сугубо комерческая деятельность оскверняла храм, в отличие от Богоявленского собора, сохранивший убранство и освященный. В придельном алтаре Князя Романа Угличского они устроили себе подсобку, где обедали, устраивали банкеты, играли в шахматы. И это повторяю – в алтаре освященного собора, духовного сердца Углича. Рано или поздно это должно было прекратиться. Почему-то комерческая деятельность певцов в городском соборе никого не возмущала, а тут вызывают гнев усилия Церкви по развитию туризма и паломничества. Одним можно все – другим ничего. Так что ли! Давайте всем предоставлять одинаковые права, а не ущемлять определенные стороны.

    Опубликовано 01 июня 2012 года в 23:02 | Постоянная ссылка
  7. Евгений

    Интересная дискуссия возникает вокруг Богоявленского монастыря, его сегодняшнего возрождения. Почету-то у некоторых горожан вызывают раздражение попытки привести в порядок значительно поврежденный архитектурный ансамбль, вернуть ему историческое лицо.
    Без наших усилий и помощи монахини пытаются придать приличный вид хотя бы одному уголку древнего Углича, погрязшего в разрухе и небрежении. Забота о памятниках архитектуры и истории должна касаться самих угличан, но они как правило ждут, когда кто-то придет со стороны и все сделает. В наше время такие усилия предпринимает Церковь в отношении разрушенных и оскверненных храмов, монастырей. Хотя бы что-то из нашего культурного наследия будет приведено в порядок и сохранится для будущего. В восстановительных работах могут допускаться некоторые неточности и ошибки, но в данном случае они простительны, могут быть исправлены в будущем, когда здания будут выведены из аварийного состояния, наладится их нормальная стабильная жизнь. Состояние большинства церковных зданий, если не снаружи, то внутри, после семидесяти лет советской власти хуже, чем после военных действий. И в действительности была война. Война очень странная – с собственными духовными и культурными ценностями, нанесшая неизлечимую рану в сердце народа, погубившая бесчисленное множество шедевров архитектуры, живописи, прикладного искусства. А сколько сотен тысяч духовенства и мирян пострадали, отстаивая веру!
    Церковные здания ныне имеют шансы возродиться, а кто позаботится о светских памятниках архитектуры. Множество бывших купеческих особняков и мещанских домов доведены до состояния трущоб и гибнут на глазах. Их сносят после расселения, они горят и просто рушатся от ветхости. Еще десятилетие назад в облике города не происходило столь радикальных изменений – старинные здания стояли, облик улиц не менялся. А ныне, за последние несколько лет, список снесенных или руинированных старинных домов, в том числе и состоявших под охраной, исчисляется несколькими десятками. Всем хорошо известен многострадальный Супоневский дворец, от которого скоро ничего не останется. В конце прошлого года обрушился из-за ветхости уникальный посадский дом Опариных 18 века, находившийся на углу улиц Ростовской и Интернациональной. Памятник федерального значения дом Меховых находится в критическом состоянии и скоро тоже может быть утрачен. Стоит заброшенный и разрушается “Зимин двор”. К этим общепризнанным памятникам архитектуры можно еще добавить огромное количество рядовых домов, формирующих облик улиц. Немало из них сейчас заброшено и ожидает сноса, претерпевая всевозможные мучения и издевательства со стороны вандалов.
    Интересный, но заброшенный купеческий особняк находится на углу улиц Октябрьской и Гражданской, напротив Сберкассы. Неужели и его снесут?! Что тогда останется от исторического наследия и облика Углича?! Будет ли он с утратой этих памятников архитектуры заслуживать статуса исторического города, который ему стремятся вернуть?
    К большому сожалению, судьба гибнущих памятников ныне никого не волнует. Состояние многих улиц также оставляет желать лучшего. В центре города, стоит только немного отойти от красивой Ярославской улицы, появляются целые кварталы полузаброшенных ветшающих домов и заросли бурьяна. Высоко поднятые проезжие части делают улицы больше похожими на какие-то трассы, чем на городские улицы. Благоустроенные тротуары в частном секторе исторической части встречаются не часто. Заметны лишь пыльные ветшющие дома и проносящиеся бесчисленные автомобили, которых в Угличе, кажется больше, чем людей.
    Почему бы городской общественности не устремить свой праведный гнев на тяжелое состояние облика города, гибнущие памятники архитектуры?
    Квартал, где находится Богоявленский монастырь, отнюдь не единственный в городе. Почему бы не оставить в покое редкие места, где пытаются возрождать наше культурное наследие, и не обратиться к другим городским кварталам с их падающими заборами, разбитыми тротуарами, бурьяном, разрушающимися домами. Почему бы не написать об утрате старинных домов, небрежном содержании участков? Ведь вся историческая часть города является нашим культурным наследием и достойна всемерных заботы и внимания. Сохранение культурного наследия – долг и честь нынешних горожан. Иначе, что после нас достанется потомкам? Одни лишь храмы? А весь остальной город будет застроен новомодными особняками, магазинами и современными домами. В этом случае слишком мало останется от культурного наследия Углича, уйдет навсегда огромный пласт его истории.

    Опубликовано 01 июня 2012 года в 23:54 | Постоянная ссылка
  8. Дмитрий

    Начну с того что к Православной вере отношусь очень хорошо! И данный комментарий не касается Веры, а лишь служителей ее! И так начнем с большевиков противных, которые пришли и все разрушили. Они что дьяволы с хвостами?Или они пришельцы с Марса? Они такие же российские подданные, которые и в церковь наверное ходили, и к Причастью когда то ходили, но не смогла в них церковь оставить в душе Искру божью.Возможно потому что уж больно сребролюбива была, думала о величии построек своих а не о душах прихожан! Далее ..тезис о том что Церковь все годы была с народом…спорный, какая церков, уж не обновленческа ли? Которая смело пошла на контакт с большевиками чтобы получать богатые приходы, ведь может быть с таким энтузиазмом и рушили Храм Христа Спасителя , что он был передан обновленческой церкви?
    Уж не тогда ли была РПЦ с народом когда в начале 90-х беспошлинно торговала водкой, спиртом “Роял” и сигаретами? Безусловно часть тех вырученных денег пошла на восстановление храмов. Но это ,что лозунг большевиков, о том что “Цель оправдывает средства”?
    Или сейчас когда настоятельница монастыря меняет автомобили чаще чем мэр города, и автомобили у нее исключительно VIP класа!Очевидно это для того чтобы быть ближе к народу!
    Теперь о благотворительности, не знаю надо ли чтобы церковь помогала кому либо. Пусть этим занимаются купцы, строят Храмы- когда у них Вера укрепится и они почувствуют необходимость в этом! Вот это и есть цель РПЦ!

    Опубликовано 05 июня 2012 года в 8:52 | Постоянная ссылка
  9. Жительница

    Я живу в трехэтажном доме по ул. 9 января, который находится рядом с Богоявленским Собором. Хотелось бы прокомментировать высказывание Евгения по поводу отсутствия неудобств для жителей в связи с постройкой монастырской стены. Так вот, до сегодняшнего дня неудобства действительно были незначительны. Но сегодня вечером, придя с работы, я не могла попасть к себе домой, поскольку проход между Собором и моим домом был перерыт практически до самого угла. Часть стены от Собора была воздвигнута еще раньше. Теперь на месте въезда в школьный двор со стороны девятки огромная канава и куски асфальта, через который скоро нельзя будет перебраться. Вопрос: почему нас жителей дома, никто не поставил в известность? Теперь нам придется обходить дом с другой стороны по отсутствующему тротуару и тропинке за домом,которая в дождь превращается в осклизлую массу. А подъехать на автомобиле можно только с ул. Ростовской, проезжая через всю “монастырскую” территорию. Поэтому в данном случае насчет благости строительства стены я бы поспорила. Создается впечатление, что матери Антонине совершенно плевать, что в нашем доме еще люди живут. Я уж не говорю о школьниках, которые этой дорогой каждое утро на уроки приходят (или раз сейчас каникулы можно воспользоваться удобным случаем?). Да и пресловутый туристический маршрут по городу проходил мимо нашего дома. Придется теперь иностранцев водить по колдобинам.

    Опубликовано 18 июня 2012 года в 20:57 | Постоянная ссылка
  10. Евгений

    Со своей стороны хочу отметить, что довольно странными представляются нынешние события. Ранее казалось, что ограда на нынешнем этапе будет построена только в нейтральных безболезненных местах, где будет иметь исключительно архитектурное значение. Таковые места – с обеих сторон Богоявленского собора и около Федоровской церкви. Там она не перекрывала проходы, не создавала никому неудобств. Можно было по договоренности с жителями и организациями восстановить одни из святых ворот, которые после постройки были бы доступны всем для прохода и проезда.
    Но теперь мы видим полное перекрытие всех дорог, осуществляемое без согласования с кем-либо. Не понимаю, зачем такая активность со стороны монастыря? Зачем провоцировать всех и вся? Во всем можно найти компромиссы. Здесь же самовольное решение без учета интересов других сторон. Можно сожалеть, что ситуация складывается именно таким образом, что у монастыря нет желания считаться с другими и находить приемлемые для всех решения. Благие дела без меры и разумного подхода порождают конфликты и ущемляют интересы других сторон.

    Опубликовано 18 июня 2012 года в 22:52 | Постоянная ссылка
  11. Виктор Бородулин

    Неужто? Свершилось! Глазам своим поверить не могу! Не может быть! Вот это да! Наконец-то до Евгения дошло то, что другим и так давно было понятно. “Сии слова не мальчика, но Мужа!”
    Вот она, диалектика с пропедевтикой – пока человек сам в чем-либо не убедится, уверять его – бесполезно.
    Только врага наживешь.
    “На Пользу Разуму и Благое Просвещение”.
    Аминь.

    Опубликовано 19 июня 2012 года в 0:03 | Постоянная ссылка
  12. Евгений

    Не стоит путать разные подходы. Умеренные и разумные вещи всегда хороши. Возведенные недавно участки ограды восполнили давно поврежденный архитектурный ансамбль. Это несомненное благо. Но когда переходятся разумные границы… Что здесь можно сказать. Со стороны монастыря это очень авантюрный и конфликтный ход. Очень скоро на данной страничке сайта очень возрастет активность и вновь начнется поливание гразью монастыря. Не путайте отдельные эпизоды с большим и важным делом возрождения духовного и культурного наследия, спасения от гибели памятников архитектуры, которые кроме монастыря никто не восстановит и не приведет в элементарный порядок. Справедливо нападая на отдельные штрихи деятельности, не потерять бы большое! Памятники архитектуры не вечны, без ухода и присмотра долго не простоят, а монастырь их приводит в порядок. Так что давайте не будем путать и смешивать разные вещи и из одной проблемы придумывать миллионы, которых на самом деле нет.
    Сейчас неприемлемым выглядит перегораживание дорог, но во многих других вещах по справедливости не к чему придраться. Можно только придумывать и раздувать проблемы.

    Опубликовано 19 июня 2012 года в 0:26 | Постоянная ссылка
  13. анонимно

    12 – Речь не Мужа, а мальчика с пальчиком.

    Опубликовано 19 июня 2012 года в 0:59 | Постоянная ссылка
  14. Виктор Бородулин

    “Отыщите такое сокровище, которое и Добродетели бы уважило, да и от Пороков было бы не прочь. Стали искать и, разумеется, нашли — Умеренность и Аккуратность.”
    Если кто не знает – Салтыков-Щедрин.

    Никто здесь грязью никого и ничего поливать не будет. “Поливать грязью” – это, знаете ли, или попахивает юношеским максимализмом, или из вокабулярия не самых лучших представителей “народа”, что сейчас в Думе. Или в прессе.
    А вот Вы, Евгений, случаем, не обратили ли свое внимание, как один из не самых последних иерархов нашей Церкви недавно публично высказался, что музеи – это воплощение самого зла, преступные организации, потому как они самые крупные в стране укрыватели награбленного?
    Евгений, а не “соучастник” ли Вы?
    Пошто награбленное храните, а?

    ____
    Присутствовал как-то на одном мероприятии. Среди прочих, была и настоятельница некоего монастыря. В монастыре – она сама, две монахини и две-три послушницы (меняются, не выдержав тягот послушания). Правда, похоже на наш? Но не он, другой.
    Суть ее выступления сводилась к следующей формуле: вот вы все сейчас бросьте свои дела, давайте помогите нам в восстановлении нашего монастыря, верните нам все наши (наши!) земли, ибо даже не должны, обязаны(!), поелику это ваша власть (ваша? а чья же еще?) нас разорила. И как только мы в монастыре хорошо заживем, вот тогда начнем молиться за вас, сирых и убогих, и, может быть, жизнь у вас наладится.
    Вот так – не надо восстанавливать промышленность, не нужно нам образование, здравоохранение, да ничего нам не надо – вот дайте нам монастыри, идите сами себе с Богом, и по молитве нашей воздастся вам.
    И говорилось это с таким фанатизмом, с таким пламенением в глазах, что даже мне, повидавшему всяко-разно, стало страшно.
    При случае, такие люди, не моргнув, подожгут пучок сухой соломы под костром с еретиками, ибо это – правильно, а все что неправильно – нужно изничтожать.
    И не факт, что такие люди не придут к власти.
    И тогда былая “безбожная” власть покажется нам невинными гимназистками, играющими в “классики” на весенней улице.

    Опубликовано 19 июня 2012 года в 1:09 | Постоянная ссылка
  15. Светлана

    Евгению Анатольевичу и не только.
    Цитирую:”Интересая история была со Спасо-Преображенским собором. Наша либеральная общественность… и откровенно спровоцировали передачу. Не было проблемы, так они ее создали собственными усилиями. Так что помимо духовенства следовало бы обвинить и тех, кто неизвестно зачем провоцировал ситуацию и раздувал конфликт.”
    Как я понимаю, Вы как раз меня и числите в тех самых “провокаторах”, которых должно обвинить. (Не помню, – подписывали ли Вы составленное мной обращение по поводу собора, впрочем, его можно посмотреть на сайте Скепсис.ру. )
    Вы, вероятно, “случайно” забыли то ультимативное письмо, которое музей как-то получил от отца Шантаева перед Новым годом с требованием сдать ключи от собора и обеспечить доступ к системе сигнализации. И заодно рассылки фирмам с объявлением о смене статуса собора. Именно после этого я стала, как могла, не втягивая никого и не агитируя (понимала, что не все смогут это делать открыто), даже не бороться, а “упираться”. Собор передан “по фантику” – по бумаге, которая не имеет формальных признаков документа. Везде, где могла, я его опубликовала. Могу опубликовать и здесь.
    Впрочем, Вам, кажется, ближе жанр “служебной записки”? Жаль только, что архивы родной конторы иногда становятся достоянием “непосвященных”. Жень, я ей-богу, на Вас не сержусь, Вы и правда, еще мальчик. Ну увековечили Вы мое имя в доносе, так ведь из благих же побуждений.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 20:36 | Постоянная ссылка
  16. Светлана

    Ох, простите. Мне надо было как-то указать, что я “другая Светлана”. На сайте впервые, но, вижу, что бывать надо, а то все как-то … однобоко что-ли.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 20:49 | Постоянная ссылка
  17. Евгений

    Над окном комментариев содержится надпись “Ваш адрес электронной почты не увидит никто…” Может быть это не так или в нашем небольшом городе все друг друга знают по именам, без фамилий и всего остального. Или стиль и содержание коментариев так узнаваемы. Хотелось сказать, не путают ли здесь меня с кем-то, но не буду.
    Последнему автору хочу принести искренние извинения за прошлую запись. Слишком переусердствовал, но никаких имен не называл и никого конкретного не имел в виду. Этого в записи нет и в этом не виновен. Как известно “слово не воробей – вылетит не поймаешь”. Давно хотел бы удалить эту запись, но нет технической возможности. Еще раз извиняюсь за неосторожное высказывание и повторяю, что в нем нет никаких имен и намеков, элементов доноса. Просто слишком неосторожное высказывание, о котором уже давно сажалею.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 22:50 | Постоянная ссылка
  18. Виктор Бородулин

    Не могу не согласиться с предыдущим (#15) оратором. Пост # 6 весьма походит на тот жанр, что ранее называли “политическим доносом”. (Неужто сейчас снова за это стали платить? Или это по доброй воле?) Более того, в нем столько подтасовок и передергиваний, что создается впечатление, будто автору не дают покоя лавры небезызвестного шулера Расплюева из “Свадьбы Кречинского”. Но соискателю такой славы стоит помнить, что прототипа того персонажа, уличив в нечестной игре, выкинули в окно с третьего этажа.
    Пишите, что они (духовенство) и не помышляли о Соборе? Может, скажете, что им насильно всучили его, а они отпирались? Да на сайте Ярославской епархии уже с 1994 (!) года он числился, как принадлежащий им! Да они спали и видели, как отхватить этот самый лакомый кусок из всех тех, что есть на Верхней Волге!
    Вот еще интересный пассаж (цитирую дословно): “Давайте всем предоставлять одинаковые права, а не ущемлять определенные стороны”. Хорошо сказано, не убавить и не прибавить. Прямо – в рамочку и под стекло. А что ж Вы тогда умолчали, что по Закону, по Праву музей должен был получить, как минимум, равноценные площади, пригодные к эксплуатации в соответствии с необходимыми требованиями? Что ж Вы не написали, что приватно было сказано – “вы же понимаете, что Закон – одно, действительность – другое, нет площадей, и не будет, вам плюнули в лицо – а вы утритесь, сдавайте ключи от Собора, да поскорее, и не рыпайтесь, Церковь ждет, ей некогда”? Что ж Вы не написали, что “документ”, по которому была осуществлена т.н. “передача”, нелегитимен, он даже без подписи! Да я Вам таких со своего факса сотню отправлю, Вы мне весь город Углич в собственность отдадите! Грубо говоря, пьяный кладовщик со склада пару протертых валенок по такой бумажке не отпустил бы, а тут многомиллионное достояние – и просто так! И все делают вид, что все ОК, что все так и надо, что все шито-крыто, а тех, кто “вдруг посмел” выступить за справедливость и законность, нужно подвергнуть сугубому остракизму, да еще навесить на них ярлык “либеральной общественности” и “неких “патриотов”. Некий? Вот Вам я – патриот и либерал. И не только не стыжусь, а и горжусь этим.
    Так что же это получается – мужика за пять килограмм карасей (безработный, вдов, четырех детей кормить нечем) на шесть лет посадили, а тут просто так, БЕЗЗАКОННО (подчеркиваю, беззаконно, так как закон не только не был соблюден даже формально, но и самым грубым образом попран, растоптан, унижен) творятся такие вещи! ЭТО – по Вашему, и есть не ущемление прав? ЭТО, по Вашему, и есть “Правовое государство?”
    Вот такие прецеденты и создают у Церкви ощущение вседозволенности. Лицемерие и фарисейство стали в ней уже настолько обыденным явлением, что ныне перестали кого-либо удивлять. Вам, наверное, известно, что когда Церкви что-то надо, она сразу находит и Закон, и лазейку в Законе, и всякие правовые акты (заметьте, Закон есть непреложный атрибут Государства и государственности), а когда ее, Церковь то есть, начинают упрекать в несоблюдении законов, они делают, как сейчас говорят, “покер фэйс” – какой такой закон? мы же отделены от государства! вот наш Закон – говорят они и показывают пальцем в небо (не придумал, сам видел, почему и пишу!)
    Также и со стеной – и штрафовали за самовольное строительство, и запрещали его, и санкции накладывали – и что? А ничто.
    И это – только начало.
    ____
    Буду Вам весьма благодарен, если Вы нам перечислите те “более половины сельских церквей восстановлено и вновь стали действующими”. Специально съезжу, сниму и выложу здесь, на сайте, в формате “было – стало”. И не сочтите за труд, напишите тогда к этим снимкам комментарии.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 22:55 | Постоянная ссылка
  19. Евгений

    Еще в 80-х гг. в Угличском районе было 7 действующих церквей – в селах Радищево (Никольское), Архангельское “в бору”, Сергиевское, Троицкое, Горки, Старово и Масальское. Начиная с 90-х гг. к ним добавились церкви в селах Покровском, Золоторучье, Дивной Горе, Нефедьеве, Дуброве, Ильинском, Воскресенском “в Поречье”, Иванкове, Зозерье, Прилуках, Плосках, Ордине, Воскресенском “на Волге”. Всех церквей стало 20. Кроме того, надо учитывать, что прежде действовавшие тоже находились не в лучшем виде и потребовали серьезного ремонта. Снимки “до” и “после” сравнить конечно, можно и это зачастую покажет весьма хорошие результаты, учитывая, что многие здания были в состоянии руин, а сейчас приняли вполне пристойный вид и могут использоваться по назначению. Конечно, еще многие церкви не восстановлены, но и то что сделано за двадцать лет очень значительно. Так же надо учитывать, что речь идет о малонаселенной и крайне бедной сельской местности и степень разрушения зданий намного больше, чем в городе. В этом повинны известные исторические события, а крайне тяжелое состояние заброшенных сельских церквей иллюстрируют Ваши фотографии.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 23:31 | Постоянная ссылка
  20. Светлана

    Евгению, “кто бы Вы ни были”.
    Вы напрасно извиняетесь передо мной, Вы ввели в заблуждение читателей. Ну, или пытались. Мол церковь совсем не хотела, ее вынудили. “Отцу” проблемы создавали.
    Я-то как раз не скрываю, что что-то делала. Может, было бы честнее с Вашей стороны и имя назвать – в этом случае. Неприятен Ваш снисходительный тон о суетливых патриотах в кавычках, о шумихе и провокациях. У Вас нет на него права. Извинитесь перед читателями за неправду и перед музеем за тон. Это было бы правильно.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 23:32 | Постоянная ссылка
  21. Евгений

    Слова “суетливые” в тексте не было, о музее речь не шла – говорилось только о соборе и инициативной группе. Стиль не отличается от остальных текстов. Следует извиниться еще раз, но читатели могут знать разные мнения. Признаю, что слишком преувеличил, преувеличение явно создает искажение информации. Еще раз извините. Обращаюсь и Вам, и к патриотам.

    Опубликовано 20 июня 2012 года в 23:53 | Постоянная ссылка
  22. Евгений

    К сожалению, в комментариях невозможно исправлять различные ошибки и опечатки. Иначе уже давно бы убрал этот текст. В дальнейшем буду избегать неосторожных высказываний. В отдельных случаях слишком уж завлекает излишняя необоснованная агрессия некоторых участников. Заранее хочу извиниться и перед “Ковчегом” за “коммерческую деятельность”. Тоже слишком преувеличил. Хотелось бы считать инцидент исчерпанным. В дальнейшем буду писать осмотрительней и без искажающих преувеличений.

    Опубликовано 21 июня 2012 года в 0:34 | Постоянная ссылка
  23. Светлана

    Евгений,
    а почему, собственно, Вы не остановились в своих пространных рассуждениях на “отковенно коммерческой” деятельности следующего за коммерсантом и строителем прилавков Шантаевым “отца”, который сдавал (ну это когда за деньги) придел освещенного собора некоему “пара-музею”, созданному ооочень сомнительными личностями?
    Как-то у Вас все избирательно.
    Цитирую: “читатели могут знать разные мнения”, Вы пишущий человек и в принципе понимаете, что информация или дезинформация – одно, а оценка этой информации (“мнения” то есть) – это другое.
    Для Вас собор это “интересная история” для порассуждать, для меня, простите, – потеря, и личная тоже.

    Опубликовано 21 июня 2012 года в 9:54 | Постоянная ссылка
  24. СветланА

    Ну та которая первая.
    Это только моё мнение, единственный путь возрождения Углича это- туризм. Город на великой Волге, с многовековой историей, что может он предложить странствующим искателям приключений- только храмы с их прекрасной архитектурой, настенной росписью(абсолютно дивные фрески Феодоровской церкви и Богоявленского собора), иконами- намоленными не одним поколением горожан. А монастыри- обители спокойствия и умиротворения привлекут многих жителей мегаполисов своей тишиной и абсолютно иным укладом жизни, иным ритмом в наше стремительном мире. Да наверное расчет в приобретении именно этого (Богоявленского)монастыря был. но это в конечном итоге должно пойти на пользу городу.
    А школу не мешало бы и новую построить, не пристало современным ученикам “грызть гранит науки” в здании выстроенном в другое время и под другие цели.

    Опубликовано 25 июня 2012 года в 15:22 | Постоянная ссылка
  25. Виктор Бородулин

    Первые четыре года своей учебы я провел в стенах 2-й начальной, или “базовой” педучилища, школы, сейчас это здание более известно как “Зимин двор”. Тогда мы этого названия даже не слыхали. Менее подходящего места для школы трудно себе представить – узкие коридоры, крутые лестницы, на которых и двум первоклашкам не разойтись, анфиладная система комнат… Но не только я, но и все, кого я знаю, с чувством ностальгии замечают, что лучшей Школы на свете не было и нет. Может, не в широких коридорах, просторных светлых классах и суперсовременных кабинетах, не в грандиозных спортзалах дело? Может, дело в людях, которые несут свет знания детям? Да и Первая школа, где мы потом продолжали обучение, вроде тоже не под гимназию была построена, но это не мешало ей долгое время быть лучшей в городе!
    Конечно, новые, современные учебные здания – это хорошо, это во благо всем, кто бы спорил, но не это главное, и, уж тем более, “выстроенность в другое время” не может быть поводом для закрытия школы, если ее состояние не представляет реальной угрозы для здоровья и жизни учеников и учителей.
    ____
    В стопятьсотый раз говорю – не фрески там, не фрески! Росписи, а это две большие разницы!
    Мое Вам пожелание – правильно применяйте терминологию.

    Опубликовано 25 июня 2012 года в 21:13 | Постоянная ссылка
  26. Светлане-первой. Росписи Спасо-Преображенского собора – это единственное, что осталось от большого “архипелага” наследия Тимофея Медведева и его артели. Несколько церквей и жилых домов в Угличе, много в Ярославле, что-то в Петербурге. Осталось только это. “Блики” его стиля на многих разрушающихся церквях в селах, теперь – на руинах стен. Росписи, как мы понимаем, не старые, но это – поправимое дело, время-то идет. Мне часто приходится слышать от туристов – “И как это комуняки не порушили!” Я не фанат комуняк, но объясняю, что именно тогда все это было качественно и добротно реставрировано. Это когда наша реставрационная школа была в ряде случаев эталонной для других стран. В действующем же храме жизни росписям пятьдесят лет, потом их меняют как поношенное платье. Копоть – едва ли не самое сложное загрязнение. А потом придут с акрилом (хорошо, если ошибаюсь).
    Вам приходилось слышать ту ахинею, которую несут туристам под видом сладкоумиленного воодушевления? Мне приходилось. Боюсь, будет этакий лубочный эрзац напоказ. Да он уже есть – в Толге, в Троице-Сергиевой лавре. Жаль.
    Извините, я будто все каркаю тут и каркаю…

    Опубликовано 25 июня 2012 года в 22:21 | Постоянная ссылка
  27. СветланА

    Виктору.
    Простите, я в этом не разбираюсь. Но очень красиво.

    Опубликовано 26 июня 2012 года в 13:41 | Постоянная ссылка
  28. Виктор Бородулин

    Вот как раз то, о чем Вы упоминаете. Не знаю, читали ли Вы это, но на всякий случай даю ссылочку: http://prouglich.ru/2011/08/vozvrashhayas-k-zdaniyu-%c2%abtorgsina%c2%bb/#comments
    В посте #16 и описывается разница между фресками и росписями

    Опубликовано 26 июня 2012 года в 14:56 | Постоянная ссылка
  29. Ольга другая

    Светлане А. И еще загляните в пост # 21 на той же странице, что у Виктора -16. там уже забытое мной обращение, короче… – в пустыне…
    Много раз зарекалась, не вмешиваться больше в эти обсуждения, но опять-таки задело за живое. Конечно, все уже свершилось, поезд ушел, но сколько можно еще наивно благодушествовать, не видя очевидного, не размышляя аналитически над уже высказанном людьми неравнодушными, не врагами вовсе РПЦ, а трезвомыслящими. Посмотрите на фотографию, где случайно у меня попал в кадр светильник на стене в Федоровской церкви. Я специально добавила ее на вики. Маленькое красное пятнышко в углу с “золоченым” бра. Может его уже сняли (давно не была в этой церкви). Значит там осталась дырка на роспиях и ее замажут. Это мелкий факт – но красноречивый. Да, церковных интерьеров живописи братьев Медведевых осталось всего два, почти полностью сохранившихся, на три области (Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую).
    Все, что доступно мне было на сегодняшний день о Медведевых, за пять лет мною собрано в Своде, который пока не опубликован, только озвучен был в Тейкове, на родине Медведевых в 2011г. Перечень же есть на вики и я не уверена, что он полный. Но вряд ли кто из наших историков и искусствоведов теперь будет заниматься этой темой, поскольку это уже не их “епархия”. Да и краеведам тут делать нечего больше, разве, что для своего личного интереса.
    А стали бы, интересно, так стремительно сейчас “осваиваться” наши памятники, если бы не бойкий местный туризм? А туризм-то самый доходный у нас – иностранный. А им-то интересно именно искусство наших старых мастеров… Своим же, отечественным, паломникам (тоже вид туризма), равно как и служителям, в церкви нужны – чудеса (это было высказано в приватной беседе, с авторитетным специалистом по сохранению памятников, о плачевной судьбе уникальных росписей в храмах Ярославля). А не будет ли с росписями Епифана в Угличе тоже , что с Тимофея росписями в Ростове? Чудес обновления не произошло, а на реставрацию средств нет. Нужно благоустраиваться… Там, в Ростове все ново, красиво (на снимках ), белоснежно за стенами, как и унас скоро будет. А Тимофея-то Медведева -нет… Соскоблили.
    О чем вообще можно дальше говорить на эту тему? Как “умиротворят и привлекут” монастыри туристов? Вы о чем, о душах или о кошельках? Мне вспомнилось, как еще в 1990-е годы в ДДТ одна дама из администрации, на конференции “Отечество”, “открыла глаза” детям, что такое сейчас для нас, угличан, туризм. Раньше, говорит, турист был – человек с рюкзаком, а сейчас турист для нас – человек с кошельком. Резонно. Вот и все.
    Да, и не мешало бы получше историю школы узнать, тем, кто думает, что она и не школа вовсе.

    Опубликовано 27 июня 2012 года в 0:24 | Постоянная ссылка
  30. СветланА

    Ольге другой.
    С чего вы взяли что я не знаю было ли это здание школой. я здесь выросла и регулярно бываю.И не надо столько злости.

    Опубликовано 27 июня 2012 года в 7:44 | Постоянная ссылка
  31. Светлана

    я бы попыталась мягко указать на разницу между злостью и горечью.

    Опубликовано 27 июня 2012 года в 9:15 | Постоянная ссылка
  32. Ольга другая

    Да, вот мне тоже всегда удивительна такая реакция оппонентов на неопровержимые факты. Вроде, как злодей нападает на них. А ответить по существу вопроса, слабо? Ну, если есть , чем крыть – кройте, ради Бога. Может мы тоже семь раз извинимся (только пока не знаю за что и перед кем), и порадуемся, что есть “свет в конце тоннеля”.
    СветланА, напишите свою работу по истории школы №2, по истории монастыря, его обитателей, о памятниках и мастерах их украшавших. Ну, хотя бы в виде реферата. Разместите здесь на вики, вслед за моими страницами, мы почитаем, убедимся, что Вы , действительно , человек достаточно знающий и неравнодушный. Ничто написанное и даже переписанное (со ссылками на источники, конечно) не лишне будет для читателя. Тем более, что о школе у меня тут мало, есть в “копилке”, но некогда пока подступиться к этой теме. А точнее от этой темы я уже почти отступилась. Кто бы продолжил…
    Вот Евгений у нас книги пишет, и в его прямую заинтересованность, в судьбе города и памятников, мы верим. Так что, с ним и поспорить можно, в чем-то это бывает – на пользу всем. Все-таки – полемика разных поколений. Он может быть уверен, что за ним – будущее, а мы знаем , что у него есть еще много времени, чтобы обрести и “огрести”. Но мы даже в самых жестких спорах не можем и предположить личной злости друг на друга. Все мы – заложники одной системы и все – дети своей Родины и наследники ее истории.
    А Вы -то чего испугались. Никто Вас кусать не собирается. Можем даже лично познакомиться. Выходите на страницы (первые 4 сверху на “новости в вики”). Там и встретимся. Добавьте свои мысли в раздел “Обсуждение”. Сказав А, надо же и продолжить…

    Опубликовано 27 июня 2012 года в 13:34 | Постоянная ссылка
  33. Роза

    Здравствуйте! Включаюсь в вашу полемику. И складывается впечатление (моё мнение со стороны), что тут одна большая и яркая звезда,это Евгений. Но в то же время становиться ясным, что утверждает это опять же только он.
    Евгений! Хотела обратиться к Вам. Пожалуйста, уважайте людей вокруг Вас находящихся! Может быть вы конечно и звезда, но если Вы пойдете и дальше такой дорогой, то скоро перед Вами взойдет солнце и в его лучах померкнут звезды. Многое в нашей жизни бренно, но только уважение должно присутствовать всегда.

    Опубликовано 06 июля 2012 года в 21:54 | Постоянная ссылка
  34. СветланА

    У меня вопрос: может кто-то знает, что было изображено на закомаре( надеюсь правильно назвала?)собора Богоявления Господня Богоявленского монастыря? По фото непонятно совсем. И в какой технике выполнено?

    Опубликовано 12 июля 2012 года в 9:18 | Постоянная ссылка
  35. Виктор Бородулин

    Да, назвали Вы правильно. Этот архитектурный элемент – внутреннее поле – называется “тимпан”, в данном случае – это тимпан закомар.
    В них, в тимпаны, были вставлены огромные деревянные каркасы – рамы, на которых были закреплены листы железа. Железо, судя по всему, было оцинкованное, поэтому часто подобные вещи в описаниях храмов того времени назывались “цинковыми досками”. По протравленной и загрунтованной лицевой поверхности были нанесены росписи масляными красками, нимбы у святых золотились сусальным золотом. Какие именно сюжеты – я сказать затрудняюсь, в те годы, когда они еще были и я их видел, живопись на ржавом железе была в таком состоянии, что только кое-где угадывались контуры да остатки золота на нимбах. Думается, что там были изображены Евангельские сцены на тему Богоявления (по посвящению собора), вероятно, где-то есть и описания, возможно, про это могут рассказать авторитетные специалисты.
    Кстати, на закомарах Спасо-Преображенского собора также была живопись, даже существуют фотографии этого памятника, где она хорошо видна.

    Опубликовано 12 июля 2012 года в 9:48 | Постоянная ссылка