Возвращаясь к зданию «Торгсина»

Автор текста — Виктор Бородулин:

Я упоминал, что на старых фотографиях Московской улицы можно увидеть, как выглядело то здание, которое мы все еще по привычке называем «Торгсин». Тогда речь о нем зашла в связи с предполагаемой реконструкцией подвальных помещений под этим зданием. Позже я присылал снимки этих подвалов.

И вот теперь есть возможность более внимательно рассмотреть фасад этого здания. Это фрагмент панорамы Московской улицы, снимок сделан с «Креста» (так назывался теперешний перекресток улицы Ленина, Спасской и Успенской площади), а по времени — по всей видимости, в самом начале XX века. Почему я так решил? По столбам с телефонными проводами, которые видны у правого обреза снимка.
Торгсин и панорама Московской улицы

Интересна галерея с арочными перекрытиями и колоннами у входов в лавки и в подвальные помещения. На балюстраде крыши можно прочитать надпись: «Трактиръ А. Виноградова». Обратите внимание на водосточные сливы — «водометы» — они весьма затейливы. Кажется, такие теперь нигде уж не встречаются.

Может возникнуть вопрос — а почему далее все здания стоят сплошняком, примыкая друг к другу, а вот между зданием трактира Виноградова и зданием, где аптека («Старая Угличская аптека», как написано на вывеске) промежуток?

Здесь начинался переулок, носивший название «Зарядского». Заканчивался он на Большой Васильевской (ныне Гражданская), пересекая Вознесенскую (Первомайскую) и Ростовскую. Сегодня лучше всего этот переулок сохранился на участке от Ростовской до Гражданской, там по нему даже возможно автомобильное движение.

«Зарядский» — потому что шел он за торговыми рядами, которые начинались прямо от интересующего нас здания (сгорели во время знаменитого пожара), и за торговыми рядами на Успенской площади (разрушены при реконструкции, те, что сейчас стоят — новодел). Переулок не был мощен, а так как он проходил по «задним дворам» торговых лавок и прочих заведений, можете себе представить, в каком он был виде. Поэтому в ходу было другое название — «Грязный переулок», или «Грязной», как говорили истинные угличане.

В перспективе Московской улицы виден сосновый бор, который тогда еще доходил до того места, где позже был построен клуб «Машиностроитель».

…Все ушло, все другое, и только голуби-сизари, сидящие на карнизах, такие же, как и сейчас.

23 комментария

  1. Чистильщик

    На снимке видно, как быстро заканчивалась мощеная дорога и начиналась грунтовка

    Опубликовано 26 августа 2011 года в 13:01 | Постоянная ссылка
  2. Морозников Николай

    этот переулок Зарядский тянувшийся позади торговых рядов от Московской улицы до Большой Васильевской, хорошо описал Евгений Лиуконен. Правда, упоминания о том были они мощенными или нет упоминания я ни где не встречал. однако то, что участок переулка от Ростовской улицы до Гражданской был одет в булыжник, это я хорошо помню скорей всего это было сделано в советское время, когда рядом с первым домом по Ростовской был построен промкомбинат.
    А фотография прекрасная. Я впервые увидел в первозданном виде «Трактиръ А. Виноградова», хотя наслышан о нем был довольно много. Спасибо Виктор за прекрасный снимок. я на нем даже сорок седьмой дом сумел разглядеть, где в свое время прекрасные колбасы дели.

    Опубликовано 26 августа 2011 года в 19:03 | Постоянная ссылка
  3. iskra99

    Снимок, без сомнений, очень интересный. Но дома №47, как ни старалась, я не разглядела… Этот дом с большой историей… Интересно бы было узнать, какая судьба ожидает дом купцов Кашиновых в будущем? В непосредственной близости от него идёт интенсивное строительство, новый жилой дом растёт как на глазах.
    И ещё вопросик к многоуважаемому Виктору Валерьевичу: был в Угличе когда-то малый Мучной переулок, думается мне, что он и Зарядский переулок – одно и то же?

    Опубликовано 28 августа 2011 года в 1:35 | Постоянная ссылка
  4. Виктор Бородулин

    Вы правы, но наполовину. Те торговые ряды по эту сторону площади, что сгорели, назывались «Большие мучные ряды». Торговые ряды, что стояли на месте сегодняшнего новодела, именовались «Малые мучные ряды». Это же название иногда распространялось и на ту часть торговых рядов, где сейчас художественный салон и кучка всяких магазинчиков. Если присмотритесь, то там еще можно на стенах разглядеть следы заложенных арок.
    Поэтому та часть (именно часть, не весь!) Зарядского переулка, что проходила за Малыми мучными рядами, там, где сейчас автостоянка гостиницы, иногда именовалась «Малым мучным переулком».
    Причем, насколько мне известно, даже в документах могли одновременно и параллельно фигурировать все три (Зарядский, Мучной, Грязный) названия. Самое интересное, что у тогдашнего населения это ни в коей мере не вызывало путаницы – так уж привыкли.
    Предполагаю в ближайшие дни выложить старые названия современных улиц – так, для всеобщего сведения и интереса.

    Опубликовано 29 августа 2011 года в 13:26 | Постоянная ссылка
  5. Виктор Бородулин

    Я пообещал дать старые названия современных улиц. Вот какой списочек получился:
    Правобережье Волги: Спасская (Карла Маркса) – Спасская; Ярославская (Карла Либкнехта) – Ярославская; Пионерский пер. – Пятницкая ул.; 9-го Января – Петровская; Февральская – Богоявленская; Интернациональная – Большая Троицкая; Луначарского – Димитриевская; Волжская – с юга до Интернациональной – часть ул. Песоцкой, далее – Малая Троицкая; Опарина (Республиканская) – Воскресенская; Ленина – Московская; Первомайская – Вознесенская; Сурикова – Малая Богоявленская; Ростовская – Ростовская; Урицкого – Малая Васильевская; Гражданская – Большая Васильевская; Каменская – Каменская; Свободы – Благовещенская; Нариманова – Корсунская; Бахарева – Селиванова улица; Шаркова (Крестьянская) – Алексеевская; Пролетарская – Никольская; Октябрьская – Воздвиженская; Островского – Фроловская; Зины Золотовой – Большая Рыбацкая; Малая Рыбацкая – Малая Рыбацкая; Рыбинское шоссе – Большая Рыбинская дорога; Ярославское шоссе – Большая Ярославская дорога.
    Левобережье Волги: Кирова – Кашинская; Крупской – Большая Всесвятская; Некрасова – Бумажная; Ленинградская – Санкт-Петербургская; Социализма – Леонтьевская; Кузнечная – Кузнецкая; Озерная – Малая Всесвятская.
    Улица Озерная в створе и служит продолжением несохранившейся Малой Всесвятской.
    Вообще, левобережная часть наиболее перепланирована, особенно та, что около бывшей бумажной фабрики, и с идентификацией улиц по названиям возникает некоторая топографическая путаница.
    Список открыт, пожалуйста, добавляйте или правьте, ежели вдруг заметите неточности или ошибки.

    Опубликовано 30 августа 2011 года в 21:43 | Постоянная ссылка
  6. iskra99

    Глубокоуважаемый Виктор Валерьевич, в списке улиц, которые Вы привели выше упоминаются названия почти всех церквей нашего города. В прежние времена, как правило, улицы начинались от церквей, и заканчивались церквями. Церкви были доминантами ( т.е. яркой, привлекающей внимание, видной издалека частью) улиц.
    Но я хочу спросить у Вас, Виктор Валерьевич, как у авторитетного исследователя истории Углича, объяснить один момент в архитектурной планировке нашего города: мне не понятно, почему, на небольшом по площади пространстве в центре Углича, было построено большое количество церквей – Петропавловская, Ильинская, Казанская, Пятницкая, чуть подальше Спасская и Воскресенский монастырь.
    Расположение всех остальных церквей более или менее объяснимо.
    С уважением к Вам Ирина.

    Опубликовано 07 сентября 2011 года в 20:32 | Постоянная ссылка
  7. Виктор Бородулин

    Великий русский философ, мыслитель и литератор Козьма Прутков как-то сказал: “Зри в корень!”
    Если внимательно посмотреть на “дореформенную” планировку того, еще средневекового Углича, то сразу все встанет на свои места. Несмотря на долгоживущие легенды о “необъятном” Угличе, якобы в древности простиравшемся на многие-многие версты в округ, в действительности, размеры нашего города были куда как более скромны. Граница жилого и населенного пространства проходила по линии, ограниченной примерно контуром по точкам: от церкви Рождества Иоанна Предтечи (на берегу) – Николы на Сухом пруду – Смоленская (та, что сейчас в Богоявленском монастыре – а тогда это была церковь на окраине города) – Василия Великого (телевышка) – Алексеевский монастырь (стоял на выезде из города по Старой Ярославской дороге) – Корсунская церковь.
    Николо-Петуховская – уже за границей города, Димитрия-на-Поле – далеко за городом, вот, правда, Николопесоцкая входила в основную часть города, все-таки Углич, как и всякий волжский город, был вытянут вдоль береговой кромки. Вытянут он и сейчас.
    Проанализировав все это, Вы поймете, что, собственно, а где же иначе строить-то было? И в тех границах, что я описал, храмы были более-менее распределены равномерно. Естественно, как и во всяком приличном цивилизованном городе, наблюдается некоторое увеличение плотности застройки при приближению к центру.
    Да, в Вашем списке Вы забыли отметить, что существовали еще две малоизвестные церкви, ныне совсем не сохранившиеся.
    Это церковь Николы Подстенного (название говорит само за себя), и была она там, где примерно сейчас стоит Часовня на Успенской площади – под бывшей стеной кремля, и дала она название как проездным воротам, так и мосту, ныне существующему – Никольскому.
    Была еще церковь Филиппа Апостола, при прежней планировке располагалась она на месте, где сейчас стоит пожарная каланча, и после сноса ее храмовые иконы и престол были перенесены в церковь Рождества Христова, откуда она и получила второе название, более привычное нам – Филипповская.
    Но вот что интересно, и об этом почти никто не упоминает – а зря – так это то, что вы все и сейчас можете пройти по части средневековой улицы города. Так всеми любимая и часто упоминаемая краеведами, экскурсоводами и прочей публикой, «приближенной» к истории Углича, улица Сарайская, сохранилась доднесь на участке от улицы Первомайской до 9-го Января. Это тот хитрый скос, на котором стоит небезызвестный «Дом Калашникова». Если пройти там от центра так, что бы это дом оставался слева – вы и пройдете по левой стороне древней улицы Сарайской.
    При перепланировке Углича этот дом, как один из немногих тогда существовавших каменных, а посему весьма дорогой, был сохранен и удачно вписан в новую регулярную планировку. Более того, этот «скос» задал ритм и другим перекресткам – Ростовской – Октябрьской и 9-го Января, Ростовской и Февральской, образуя на этих перекрестках некое подобие мини-площадей, маленьких, но весьма уютных.
    И еще одно замечание, последнее на сегодня.
    Один мой тверской друг-приятель, весьма искушенный в архитектуре, истории, градостроительстве и проч., и проч., как-то философски (еще бы! как-никак, кандидат философских наук!) заметил (кстати, после пятого или шестого посещения нашего города): «Я понял, что так отличает Углич от других провинциальных городов центральной России. Это ширина улиц! Ни в одном другом малом городе нет таких широких центральных улиц! Конечно, это напрочь лишает город камерности, интимности, что ли, но зато придает ему некую столичность, увы, так и не развившуюся до своего логического завершения!»
    А ведь он прав…

    Опубликовано 09 сентября 2011 года в 23:31 | Постоянная ссылка
  8. Виктор Бородулин

    Да, еще пожалуйста, проясните, что есть церковь “Спасская”? Или я что-то не понял,или одно из двух…

    Опубликовано 10 сентября 2011 года в 0:03 | Постоянная ссылка
  9. iskra99

    Эх, многоуважаемый, Виктор Валерьевич, не дали Вы мне покоя в выходные дни со своим вопросом про церковь Спасскую :) :):). Вы же всё прекрасно поняли, но, вероятно, захотели, чтобы и другие угличане узнали о том, где же у нас находится Спасская церковь:):):).
    Итак, достаём из книжного шкафа изданную в 1999 году книгу Анатолия Николаевича Горстки “История одной церкви” и на странице 6 читаем: “… в перечне церквей, разорённых поляками упоминаются два храма – “по-за бережной волской улице – Рождество Святаго Иоанна Предтечи и Симеона Столпника… и Спаса Нерукотворённаго Господа нашего Иисуса Христа образа….”
    Далее “…Таким образом, становится очевидным, что до 1620 года на том месте, где сейчас располагается каменный храм, стояли две деревянные церкви.”
    На странице 14 говорится о том, что “… на волжском берегу образовался целый комплекс, состоящий из двух рядом находящихся церквей – летней Спасской, зимней Предтеческой и отдельно стоящей шатровой колокольни. Со второй церковью связано имя угличского купца второй половины 17 века Никифора Чеполосова.

    Опубликовано 11 сентября 2011 года в 19:13 | Постоянная ссылка
  10. iskra99

    Историю об убиении купеческого сына Иоанна Никифоровича Чеполосова мы сейчас рассказывать не будем, это отдельная тема. НО! в тему будет сказано о том, что на днях Угличским родословно-краеведческим обществом издана вторая книга из серии “Письменные памятники древнего Углича”. Книга называется “Житие и страдание святаго и праведнаго Иоанна убиенного углицкаго”. Эту книгу можно теперь взять почитать в библиотеке им.Сурикова. Сложность для современного читателя составляет язык и шрифт на котором она написана – церковно-славянский. Но, надо понимать, что книга эта не для лёгкого чтения.

    Опубликовано 11 сентября 2011 года в 19:22 | Постоянная ссылка
  11. iskra99

    После смерти любимого сына Ивана Никифор Григорьевич Чеполосов на месте деревянной церкви Иоанна Предтечи ставит каменную, в память о сыне.
    Читаем на странице 28 книги “История одной церкви”: “…Ставшая усыпальницей сына Чеполосова скромная по размерам Предтечевская церковь в сравнении с величественным Воскресенским собором, ….. не могла до конца удовлетворить его тщеславия. И тогда у Чеполосова рождается новый замысел – на месте деревянной церкви Спаса Нерукотворного поставить тоже каменный, но пятиглавый храм…”
    “…. Освящение нового храма Спаса Нерукотворного состоялось 7 июля 1700 года…”
    “…Одним словом, к началу 18 века на волжском берегу рядом с “низкорослой” церковью Иоанна Предтечи выросла стройная изящная Спасская с южным приделом Симеона Столпника, ставшая “незаурядной среди многочисленных угличских храмов”.
    Вот таким образом, дорогие мои угличане и иногородние читатели сайта “Про Углич” получается, что правильное название нашей Предтечевской церкви – Спасская, да и улица к ней ведёт Спасская:).
    Основной престол освящён в честь Спаса, а два придела этой церкви имеют название Рождества Иоанна Предтечи ( со стороны Воскресенского монастыря ) и Симеона Столпника ( со стороны Волги ).
    Расписывал эту церковь угличский художник-иконописец Дмитрий Григорьевич Буренин ( смотрите ВИКИ про Бурениных ).
    Буренины также были прихожанами этой самой красивой, по моему мнению, церкви Углича.

    Опубликовано 11 сентября 2011 года в 19:44 | Постоянная ссылка
  12. Виктор Бородулин

    Спасская – я имел ввиду, что надо говорить так, что бы всем понятно было.
    Впрочем, вот что говорит по этому поводу официальный “Краткий Историко-статистический обзор…” нашей епархии, изданный Крыловым в 1864 году: “Церковь Святаго Iоанна Предтечи. Воздвигнута въ 1700 году, с тремя престолами: 1,Нерукотвореннаго Образа Господа нашего Iсуса Христа; 2, Преподобнаго Сvмеона Столпника; 3, Рождества Святаго Iоанна Предтечи. В приходе 60 домовъ; в коихъ 160 душъ муж. и 115 женскаго пола.”
    Как видите, официальное название все же было не “Спасская”. И довольно часто главный престол одного посвящения, но храм называется и в народе, и в документах, и в литературе по другому престолу. Так что я не поторопился бы выступать с такими заявлениями, что правильное название совсем другое, а то, что все говорят, это неверно. Этак мы далеко зайдем, и кроме путаницы, ничего путного не выйдет.
    А по поводу Бурениных – Галина Тимофеевна, наследница их, та, что поставила недавно крест в память предков у Димитрия на Поле, попросила меня, я посвятил ей целый день и сфотографировал все существующие сохранившиеся росписи Бурениных в Угличе. В Станах у меня было снято ранее. Малую толику моих снимков она использовала для издания буклета о Бурениных, остальные же у меня в архиве.
    Неплохой материал для фотоальбома, может, кто когда и возьмется?

    Опубликовано 11 сентября 2011 года в 22:30 | Постоянная ссылка
  13. iskra99

    А вот с этого места поподробнее, пожалуйста!
    Буклет мы видели, его сейчас можно купить в Богоявленском соборе, в Фёдоровской и Царевича на поле церквах. Текст из этого буклета я поместила в ВИКИ.
    Фото для буклета делали Вы, Виктор Валерьевич? А текст кто писал? Очень благородное дело получилось! Открыта ещё одна фамилия замечательных угличан!
    А где Вы ещё снимали росписи Бурениных? Поподробнее, ооочень интересно знать. Неужели проникали в церковь Рождества Иоанна Предтечи??????? Может быть поделитесь с нами некоторыми фотографиями?. Пожалуйста!!!!!

    Опубликовано 11 сентября 2011 года в 22:45 | Постоянная ссылка
  14. Виктор Бородулин

    Текст писала та самая Галина Тимофеевна. Не все фотографии делал я, но с росписями – мои.
    Да зачем же, право слово, проникать? Это что-то воровское. Дали нам ключ от храма, и снимай, сколько хочешь. Было бы что снимать. Сохранность росписей в Иоанна Предтечи по десятибальной системе я оценил бы максимум на два. Много утрат, все осыпается, все гибнет. “Проповедь Павла”, что помещена в буклете, одна из лучших по сохранности.
    Еще в Воскресенском соборе монастыря. Там лучше, там больше, но утраты невосполнимые есть и там. Богоявленский собор Богоявленского монастыря. Это вы все можете видеть и снять сами – собор открыт. Царевича на Поле – позднейшие поновления и “улучшения” превратили росписи в подобие, извините, постеров, и от авторской руки там ничегошеньки не осталось. Убедитесь сами. Самое интересное, на мой взгляд, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Алексеевском монастыре. Там работали разные авторы, но видно, где рука Бурениных. Там примерно на четыре -пять по той же шкале. Еще в Николы на Сухом пруду, но там только пара фрагментов из всего комплекса росписи осталась. В церкви Михаила Архангела в селе Станы (быв. Архангельское) – Буренинские росписи храмовой части. Сохранность из рук вон. Алтарь снесен. Разрушенную трапезную храма и приделы расписывал в 1911 году цеховой мастер из города Бежецка Александр Герасимович Яковлев.

    Опубликовано 12 сентября 2011 года в 0:49 | Постоянная ссылка
  15. iskra99

    Виктор Валерьевич!
    Осмелюсь задать Вам ещё один интересующий меня, да, думаю и не только меня, вопрос по поводу росписей наших церквей. Как Вы считаете, если придёт время и церковь Рождества Иоанна Предтечи откроют для проведения в ней служб, как это отразится на состоянии фресок?
    Известно всему Угличу, что когда открыли для верующих церковь Фёдоровской Богоматери, то фрески в этой церкви стали проявляться и становиться более колоритными.
    В этой церкви нам недавно показывали фотографии росписей до того, как передали её РПЦ и после того.
    О состоянии росписей на сегодняшний день в Спасо-Преображенском соборе мы говорить не будем.

    Опубликовано 12 сентября 2011 года в 22:40 | Постоянная ссылка
  16. Виктор Бородулин

    Конечно, сейчас некоторые снова сочтут меня скептиком и занудой, но не мною сказано – “Правильно определяйте значения понятий, и вы избегнете половины заблуждений”.
    Что такое «фреска»? Это способ росписи минеральными красками по сырой, свежей штукатурке, «аффреско» по-итальянски – «свежий». Достаточно трудоемкий и сложный процесс. При нем краска проникает в толщу штукатурки на некоторую глубину. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Фресковая живопись в русских храмах практиковалась примерно до шестнадцатого века. Это и понятно, до той поры каменных храмов строили мало. Более поздние росписи исполнялись яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками. Таким образом, техника «по сырому» уступила место технике «по сухому», «а секко».
    И поэтому не путайте фрески и росписи.
    Буренинские работы – это росписи красками по грунту на штукатурке. А грунт имеет такое обыкновение – отслаиваться, отшелушиваться от стен вместе с красочным слоем. А штукатурка очень любит отваливаться от стен. Интересно, как Вы себе представляете процесс «проявления» слетевших росписей, которые чешуйками валяются на полу? Еще забавней было бы понаблюдать за восстановлением изображения на полностью облезшей кирпичной стене. Будьте реалистами – там хоть каждый день будет приходить по тысяче верующих, ничего не изменится, как была голая кирпичная стена, так она и останется. Если не так – то зачем проводить дорогостоящие научные реставрации росписей в храмах, что может быть проще – приводи туда каждый день паломников (как известно, именно эта категория верующих отличается особой истовостью, по крайней мере, внешней, того и гляди, лоб расшибут), и года через полтора все засияет новыми красками!
    Не сияет.
    Наоборот, в некоторых местах очень строго следят за режимом посещения. Вы были в Ферапонтовом монастыре, там, где фрески Дионисия? Пускают смотреть только в определенное время года, при соответствующей температуре и влажности, и группами по несколько человек. При этом один из смотрителей почти непрерывно следит за приборами, и если их показания вдруг выйдут за пределы, группу могут даже удалить из храма. Там вы не увидите такой толпы, как у нас в Спасо-Преображенском по праздникам. Кстати, о нем. Хоть просили не говорить. По моим наблюдениям, росписям в нем скоро придет, как бы помягче выразиться… ну, время для серьезной реставрации. Боюсь, что поступят с ними не самым лучшим образом – что, церковные власти будут заказывать дорогостоящую научную реставрацию с привлечением классных специалистов? Наймут пару шабашников, и те поновят так, что… Что думать даже не хочется (см. росписи в Димитрия на Поле).
    А «федоровскому феномену» есть простое объяснение. Да, и не фрески там, а росписи. Не путайте. Так вот, даже если одновременно два фотографа снимут одно и то же, то в зависимости от аппаратуры, профессионализма да еще пары-тройки факторов, у одного выйдет блекло и вяло, а у другого красочно, колоритно и свежо. Да даже от фотолаборатории зависит, даже от настроения фотолаборанта. У Вас что, не было ни разу, когда повторная печать отличалась от первоначальной и по плотности, и по контрасту, и по «колориту»?
    Я и сам могу придти, снять что-то, а потом придти через день, и вторые снимки у меня будут более «колоритными». Или наоборот – более вялыми и блеклыми. И результат я буду истолковывать так, как мне это нужно в данный момент. Более того, исходные снимки всегда в большей или меньшей степени «блеклые и вялые», несложные манипуляции перед печатью или перед сдачей в полиграфию – и вот они засияли первозданными красками, «колоритом»!
    Еще раз повторюсь – будьте реалистами, время, погода и люди – враг всего сущего на стенах в храмах. И никакого чуда не произойдет. Не в сказке живем.
    Еще раз простите за скептицизм и занудство.

    Опубликовано 13 сентября 2011 года в 0:23 | Постоянная ссылка
  17. iskra99

    Спасибо Вам, Виктор Валерьевич, за подробный ответ на мой вопрос. У меня вызывает большое уважение к Вам Ваша эрудиция и начитанность.
    Небольшой комментарий к Вашему ответу про Фёдоровскую церковь. Когда мы были последний раз в ней на днях, женщина-смотрительница спросила нас в первую очередь о том, первый раз мы здесь или нет. Когда услышала ответ, что первый, она стала рассказывать о “проявлении” росписей и о том, что вся синева на них в прошлом году была почти чёрная…. Мои знакомые в это едва ли поверили, но другие люди верят…

    Опубликовано 13 сентября 2011 года в 22:59 | Постоянная ссылка
  18. iskra99

    По поводу издания альбома с фотографиями художественных работ угличской династии Бурениных. Его делать надо. Память об этих замечательных угличанах остаться должна обязательно.
    Вопрос на какие деньги. Дядя или тётя с большим кошельком не найдётся – это не коммерческий проект. Этот проект нужен угличанам.
    Может быть попробовать осилить это благородное и благодарное дело всем вместе?
    Раньше и церкви, и памятники возводились на средства народа. Русскому человеку ближе по духу деятельность совместная, в этом отличие нас от людей на Западе.
    Вы можете меня упрекнуть в наивности, может быть я наивна и люди уже не те…, но я предлагаю что-то предпринимать по вопросу издания художественного наследия наших земляков. Фотоматериал есть, текст практически тоже есть, издательство найти проблема не такая и сложная, верстальщика найти можно. Вопрос в деньгах!
    Давайте обсудим моё предложение.

    Опубликовано 13 сентября 2011 года в 23:23 | Постоянная ссылка
  19. Виктор Бородулин

    Все это уже было в фильме «Праздник святого Йоргена». Увы, в связи с изменившейся внутригосударственной конъюнктурой вряд ли когда этот фильм уже покажут.
    А по поводу синевы – пигмент “берлинская лазурь”, что использовался с конца восемнадцатого века для голубой краски, до сих пор является одним из самых прочных и светоустойчивых, в отличие от красителей красно-пурпурного диапазона. Изобретение его было революцией в живописи, и только благодаря ей, или, как еще называли эту краску – «турнбулева синь», мы сейчас можем наслаждаться произведениями великих мастеров. До этого синего цвета всячески старались избегать. Сколько я видел росписей в храмах – а видел я их немало, поверьте мне, (кстати, фресок там было всего две, одна шестнадцатого века, другая, на удивление, начала девятнадцатого), почти все краски меняют свой цвет, особенно земляная охра, ею обычно писали лики, она почти телесного цвета, но от времени темнеет до черноты, все меняют – кроме голубой. Голубая сохраняется почти в первозданном виде, и тому много у меня свидетельств. И вот это и восхищает.
    Так что скажите той смотрительнице, чтобы для убедительности выбрала какой-нибудь другой цвет, а то вдруг на ее рассказы попадется кто-то сведущий, а как говаривал Мюллер в “Семнадцати мгновениях…”, “маленькая ложь рождает большое недоверие”.
    А вот о доверии и недоверии – это совершенно другая тема, к зданию “Торгсина” совсем не имеющая отношения.

    Опубликовано 13 сентября 2011 года в 23:35 | Постоянная ссылка
  20. Виктор Бородулин

    Подождем, вроде как Галина Тимофеевна хочет книгу издать. Ежели в течении года ничего не получится у нее – вот тогда и решим.

    Опубликовано 13 сентября 2011 года в 23:49 | Постоянная ссылка
  21. ольга другая

    “Вы можете меня упрекнуть в наивности, может быть я наивна и люди уже не те…, но я предлагаю что-то предпринимать по вопросу издания художественного наследия наших земляков. Фотоматериал есть, текст практически тоже есть, издательство найти проблема не такая и сложная, верстальщика найти можно. Вопрос в деньгах!
    Давайте обсудим моё предложение”.
    ДАВАЙТЕ!
    - Вот почти такими же словами я обращаюсь уже 4 года к угличским историкам и искусствоведам на предмет подготовки к совместному изданию чего-нибудь о живописцах, братьях Медведевых, кстати, которые работали в одно время и на одном пространстве с Бурениными. Их имена пересекаются в документах и сходятся их творческие пути. Буренин в свое время подновляет росписи Епифана Медведева и дополняет своими росписями интерьер Федоровской церкви. Никто пока этот аспект не разработал, а именно – феномен артельного творчества во времени и на пространстве 19 века. Александр Гаврилович Мельник – зав. архитектурным отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» в статье «Художник Тимофей Медведев и Ростов Великий» из тейковского альманаха (выпуск 2009г) приводит данные о том, кому и в каких церквях в окрестностях Ростова предписывалось договорами расписывать церкви «по примеру производимой работы в Яковлевском монастыре мастером Медведевым…». Среди таких мастеров значатся и имена известного угличского художника Дмитрия Буренина, ярославского художника Павла Ушакова, и др. Тут пересекаются десятки имен талантливых мастеров, сотни артельщиков вообще забыты. Но руководители артелей, династийные мастера должны быть увековечены. Эту работу начали в 2007г в Ивановской обл. г. Тейково на родине Медведевых. Там по городам и селам бывшей Владимирской губернии оказалось тоже немало свидетельств и документов о работе артелей Медведевых. Ростов был пограничной территорией, где пересеклись имена Медведевых с Бурениными, а в Угличе остались памятники, единственные, где можно лицезреть интерьеры хорошо относительно срохранившиеся. Я не историк, не искусствовед, но как посреднику между двумя областями, мне пришлось этой темой заниматься и делать сообщения. Реакция в Угличе – сочувствие, понимание темы, но полное отсутствие желания что-либо предпринять. У Бурениных есть живущие потомки, у Медведевх пока не выявлено. Потомки увековечивают память предков, а общественность должна собирать и увековечивать все имена, оставившие ценнейшее наследие и ратовать за его сбережение. В Ростове (я уже в одном из комментариев здесь писала) росписи Медведева в Спасо-Яковлевском монастыре, на которые настоятель 19 века указывал, как на эталон для других живописцев, в 1990году (!) уничтожены по распоряжению настоятеля 20-го века. Так что, “прежде, чем объединиься, нам надо размежеваться” (чье это, не помню), но надо сначала решить – чье хозяйство – памятники, и как оно содержится. Качество фотографий важно для выставок и похвалы фотографу от аудитории. А вот их количество – отснятое в разное время, неважно какого качества, может многое сказать… У меня есть фотография росписей в Федоровсой церкви 2007 года, где сбоку видно – на стене, прямо на росписи укреплен светильник современный, я его не заметила сразу, – рожок от него попал в кадр. Вот, может быть и просияло… Помню, как в Казанской церкви для нас, помощников реставраторам, тоже просияли нимбы над головами Паисия и Кассиана. Действительно, золотом засветились, когда церковь вычистили , открыли свет и вошла туда жизнь. Таких чудес много, если беречь все, что создано для света души, людьми действительно высоко духовными. Мы все тоже просияем, если найдем общий язык.
    Давйте!
    Спасибо Виктору, он вовремя вышел на свет, фактически просиял. А то уж некоторые радетели исторического наследия начинают угасать от безысходности. Парадные альбомы и буклеты хороши и выгодны, а бытописание документокопание трудоемко и неблагодарно. Вот кто-то нароет, в муках выносит и выродит, а потом уж найдется и папаша , кто возглавит и фамилию свою даст.
    Буду рада прочесть аргументированные возражения, чтобы увидеть – не все так грустно.
    “А вот о доверии и недоверии – это совершенно другая тема, к зданию “Торгсина” совсем не имеющая отношения” ?
    Виктор, ну как же, именно на этом перекрестке – у “Торгсина” всегда можно было (иногда и сейчас) встретится и потолковать с архитекторами, коммунальщиками, учителями, медиками, музейщиками, священниками, а в эпоху позднего строительства коммунизма, с партийцами. Тут все попадались навстречу друг другу по пути по пути на работу, с работы, на обед в “Петушок” или при пробежке из одного чиновничего гнезда в другой. Все ведь свои, почти родные. Время было, когда в очереди за товарами по талонам тут такие были толковищи! Тут перед церковью стояла на посту умная голова Карла Маркса. А одно время (кажется в конце 1980-х г) перед поликлиникой висел огромный стенд с портретом Ленина (интересно сфотографировал ли кто – нибудь его), у которого рука указывала на церковь и был лозунг, точно не помню, но по смыслу это воспринималось -”Правильным путем идете, товарищи!”. А слабо, нам всем там и собраться в хорошую погоду.

    Опубликовано 14 сентября 2011 года в 12:49 | Постоянная ссылка
  22. Евгений

    С августа-сентября прошло уже немало времени, но, может быть, кто-то еще просматривает эту страницу. Мне бы хотелось сделать небольшое сообщение о Сарайской улице, существовавшей на территории угличского посада до кон. XVIII века. Эта улица относится к очень сложной и мало изученной теме – планировке и топонимике средневекового угличского посада, полностью ушедших в небытие при реализации генерального плана 1784 г. Поэтому данная тема содержит много вопросов и нюансов, а малая изученность позволяет легко совершать ошибки. Основным источником по этой теме, к тому же наиболее доступным для исследователей, является план города Углича 1784 г., выполненный архитектором-реставратором Е.Г. Ефремовым в 1955 г., находящийся в фондах музея. Мало кто знает, что этот план является копией аналогичного плана, созданного в 1901 г. известным ярославским исследователем и общественным деятелем И.А. Тихомировым, поэтому план 1901 г. следует считать первоисточником. Оба плана с наибольшей точностью на основе чертежей XVIII века зафиксировали очертания исконных средневековых угличских улиц – подобного качества не увидеть больше нигде. Это касается очертаний улиц, которые, очевидно, документальны, а реконструкция названий, по всей видимости, производилась И.А. Тихомировым или другими исследователями и, как показывает изучение различных архивных источников, примерно в половине случаев оказалось неверным. Я работал со многими документами и смог более точно атрибутировать многие улицы. Новые исследования заставляют меня указывать неточности не только на планах Тихомирова-Ефремова, но и свои собственные, прежде базировавшиеся на этих планах. С полной уверенностью хочу сказать, что обозначенные на планах названия улиц Мостовой, Масляной, Богоявленской неверны, а очень многих названий не хватает. Это касается и Сарайской улицы.
    В действительности столь тщательно описанная древняя трасса принадлежала не Сарайской, а Богоявленской улице, что вполне логично из-за близости Богоявленского женского монастыря. Дом Калашниковых прежде стоял на Богоявленской улице, она же шла к западу от Смоленской церкви монастыря и выходила за границы города около ныне руинированного дома быв. Опариных (ул. Ростовская, 46) и церкви Царевича Димитрия “на поле”. До переноса монастыря с территории кремля в 1661 г. эта улица именовалась Ростовской дорогой, а после 1661 г. ее стали называть Богоявленской. Это была одна из самых важных улиц посада, наиболее протяженная и крупная.
    Возникает вопрос – а где же тогда находилась Сарайская улица? В действительности это была сравнительно небольшая улица, начинавшаяся от Богоявленской в районе Смоленской церкви монастыря и шедшая в юго-западном направлении, в сторону посадского земляного вала. Она заканчивалась примерно в районе моста на современной ул. Ленина, а на месте строящихся домов по ул. Февральской была небольшая площадь, выходившая к Сарайской улице. Существовал еще Сарайский проулок. При таком местоположении выглядит очень сомнительным, что название происходило от столицы Золотой Орды города Сарая – происхождение названия может быть более прозаичным и простым. Хочу заметить, что в источниках улица также часто писалась как Саранская.
    Улица, отмеченная на планах Тихомирова-Ефремова как Богоявленская, была городским участком дороги в Москву. Она, очевидно, делилась на участки, которые именовались Петровской улицей, Петровским берегом. Конечный участок был Свистухиной и Сухопрудской улицами.
    Эта тема очень обширна и мало изучена. Если кому-то интересно, могу сообщить еще немало названий средневековых улиц Углича и местами уцелевшие ориентиры.

    Опубликовано 19 декабря 2011 года в 21:44 | Постоянная ссылка
  23. Константин

    Уважаемые жители Углича!
    Решил написать здесь. По-видимому точнее аудиторию мне не найти.
    Мы занимаемся историей фотографии Ярославской губернии.
    Несмотря на то, что в 2015 году книга на эту тему уже вышла, наши поиски продолжаются.
    Не найдётся ли среди жителей Углича, краеведов и др. заинтересованных человек, который готов с нами посотрудничать на тему угличских фотографов 19-начала 20 века?? Нас интересует ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ подтверждение деятельности фотографов, адреса ателье, время работы. Консультанты будут указаны как таковые в переиздании книги, которое планируется на 2017 год. По крайней мере, мы готовы обсуждать полученную информацию, а также заинтересованы в приобретении фотографий этого периода.

    Опубликовано 07 января 2016 года в 18:52 | Постоянная ссылка