Елена Щербакова прислала мне несколько фотографий изначально с просьбой помочь разобраться, что на них изображено. Вот история этих снимков со слов её деда Алексей Ивановича Поливанова:
По окончании Отечественной войны мой родственник Анатолий Семенович Морозов работал в администрации Углича, заведовал вопросами культуры. Он планировал издать фотоальбом, посвященный Угличу, для чего пригласил профессионального фотографа. Но осуществиться этим планам было не суждено, так как Анатолий не смог оправиться от последствий тяжелого ранения и вскоре умер. Фотографии были сделаны старой камерой на стеклянных фотопластинах. В это же время в Угличском кремле проводились археологические раскопки, были найдены мощи, впоследствии хранившиеся в музее (Церковь на крови).
Фотографий было четыре, но я публикую только три, на которых есть то, чего сейчас уже нет. Вот первая:
Вторая:
И третья:
Особенно интересно попробовать понять, откуда сделаны вторая и третья фотографии. История наших публикаций про церкви может быть здесь полезна.
13 комментариев
Второй фотоснимок сделан с Ильинской церкви, которая
располагалась на площади Пушкина, а третий
с пожарной каланчи.
А я думал, что третий с Филипповской церкви.
Если смотреть на третий снимок, то Филипповская церковь
будет слева (за кадром).
Кстати, на третьем снимке видел левый берег, на нём усадьба и церковь слева от усадьбы, которой, кажется, раньше мне на фотографиях не попадалось.
По поводу мест съёмок согласен с orlek. Фотографии явно довоенные.
На первой – угловая башня-церковь иконы “Достойно есть” Богоявленского монастыря. Сейчас это жилой дом. На этом снимке заметны продольные царапины, характерные для плёночных фотоаппаратов.
Третий снимок сделан до начала строительства ГЭС – видны целые левобережные храмы, Супоневский дворец с бельведером, обоими флигелями и каменной оградой.
С оградой я, пожалуй, погорячился, но флигели точно целы.
Если внимательно присмотреться, то на третьем снимке слева видна тень от церкви Филиппа апостола.
По поводу первого снимка интересный момент: правее от церкви “Достойно есть” в одной из келий Богоявленского монастыря в 1919-1920 годах жила будучи девочкой 9-10 лет известная советская поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц. Она со своей матерью и младшей сестрой Марией приехали в Углич в 1918 году из Петрограда, спасаясь от голода и разрухи. Их отец воевал в это время на фронтах Гражданской войны.
Второй снимок уникальный: видны церкви Казанская, Успенская, Филипповская и совсем чуть-чуть колокольня церкви Флора и Лавра, что на берегу Волги. Первый раз вижу такой раритет!
Ирина, и все интересующиеся проживанием семьи Берггольц в Угличе, пожалуйста не поленитесь прочесть мою работу “Юность, зачарованная революцией” в “Углече поле”. Там место проживания их подтверждается исследованиями литературных и докуметальных источников. В “Реал газете” за 18 мая с.г. мною опубликована статья, специально для сведения краеведов и экскурсоводов:семья приехала в Углич в начале июня 1918г., а ордер в бывшее монастырское здание был выдан М.Ф. Бергхольст (так в документе) 8 сентября 1919г, но переехали они только весной 1920г и жили там до 5 мая 1921г (согласно документам). Из Петрограда семья уехала не столько от голода и разрухи (это не главное), сколько по семейным обстоятельствам. Мать Ф.Х.- отца О. Берггольц буквально выжила их после отъезда сына на фронт. В Угличе они голодали бедствовали хуже, чем в Петрограде. В Угличе семья Берггольц окончательно разрушилась и потом сохранялись только формальные отношения. У Ф.Х. – отца О.Б. в Угличе была любовница – сестра Нюры Беляевой, подруги матери О. Б. (из их переписки). Дом №25 по Октябрьской ул. , где жили Берггольц до переселения в в монастырские кельи, сохранился. Угличский период был определяющим в становлении характера О.Б., но это не очень примечают ревностные питерцы. Кто еще интересуется на эту тему? Пишите. Остальные фотографии знакомы и давно гуляли среди коллекционеров, но в плохом (переснятом много раз) качестве. Спасибо тем, кто сейчас предоставляет возможность увидеть их в четком исполнении.
Ольга Александровна, к сожалению, не все интересующиемя могут «не полениться» и найти вдали от Углича «Углече поле». Давайте, если вам не жалко, опубликуем здесь Вашу работу для всех?
Спасибо за предложение и интерес к моей работе. Но она довольно объемная и должна быть иллюстрирована. Работа отностися к 2005 году, а сейчас многое уточнилось и кое-что добавилось. Следует ли сначала дать старый материал, потом к нему добавить уточнения или переработать все, что труднее сделать? Как отправлять вам фотографии? Есть кое-что из любительских с утраченными памятниками, но качество не лучшее.
Ответил по электронной почте.
На страничке “Вики” нашла интересную фотографию в разделе “пожар 1921г” центр Углича конец 30-х годов период Волгостроя. Что скажите по поводу звезды на Казанской церкви?
Просматриваю страницу ” Фотографии церквей сороковых годов” и нахожу, что тут есть еще, о чем потолковать и что выяснить у знатоков. Сначала про звезду на Казанской церкви. Это время самого интенсивного периода Волгостроя, когда вся территория за пл. Коммуны в зоне стройки уже была огорожена и обозначена ударной стройкой века, а значит и церковь не должна быть местом “опиума для народа”, а служить делу строительства нового мира. Это была водонапорная башня (Водокачка), обслуживавшая ТЭЦ и др. объекты. О ее функционировании (подробности)есть что-то у Ольги Глебовны, кажется. Звезда была и на воротах в закрытую для посторонних зону стройки, которые есть на снимке на ул. Спасской. Это же самый главный советский символ. А вот фотография вторая (здесь на странице) – это , пожалуй самая интересная. Редкий снимок, сделанный в очень короткий промежуток времени. После пожара 1921г уже расчищена вся Казанская площадь и восстановлена Казанская церковь(!), а Успенская уже закрыта (без крестов) и Филлипповская тоже без креста на колокольне. Деревьев и большого озеленения территории центра нет. Все только чисто от развалин после пожара. У мучных рядов Торгсина выглядывает арка на углу (кажется), вроде бы здание не реконструировано, а за ними, кажется сверкает тот самый прудик – лужа во дворе мучных рядов, из которой безуспешно пытались качать воду при пожаре. Там мелкое болотце, пересохшее сейчас совсем, но место мокрое. Так как живы все церкви, то это еще до Волгостроя, до1935г, но уже где-то за 1925гг. Вознесенскую церковь снесли в 1938-39гг. Так что фотографии все сделаны в 1930-егг. Точнее можно все узнать только по архивным документам, если нет все же авторских каких-то пометок. А за Супоньевским дворцом на левом берегу (3-й снимок) видна справа та самая церковь в Красном на Корожечной, о которой мы недавно гадали, та, что на снимке Елены Щербаковой (значительно правее), где такой чудный пароходик. Снимок точно древолюционный, если после 1917-го, то не позднее 18-19гг.
Вся наша беда в том что не собрано все в одном месте, в одной статье, с картами и описаниями церквей. Конечно интересно играть в детективов и методом ошибок, и открытий что-то для себя уяснить, но мы, делая неправильные расчеты, вводим в заблуждение новых посетителей сайта Проуглич. Особенно, когда есть в чем заблудиться. Я убедилась в этом, сделав доскональный анализ всех снимков церквей похожих по архитектуре в прибрежной зоне Волги. Их оказалось много, отличающихся только колокольнями. А ведь где-то есть и реестр, и описание сельских церквей. Больше всех на эту тему знает Виктор Бордулин. Но пока нет свода, доступного и наглядного, так и будем задавать вопросы, читать чьи-то вопросы, толковать про одно и то же.