Права жильцов сносимых домов

Я получил письмо с вопросом от одного из читателей сайта. Обратный адрес вызывает у меня некоторые сомнения в том, что он сможет прочитать мой ответ, к тому же я думаю, что ответ может быть интересен кому-то ещё. Итак, вопрос:

Здравствуйте! Расскажите по подробнее пожалуйста о законе по расселению ветхого аварийного жилья г.Углича не приватизированных квартир. Какой закон действует? И на каких правах расселяют дом по улице Ростовская 22? Какие документы нам требовать при расселении,что бы нас не обманули?

Отвечаю. Закон о жилье у нас в стране один — жилищный кодекс. Соответственно, всё должно делаться в соответствии с ним. Поскольку в вопросе речь идёт о неприватизированной квартире, значит, здесь применяется раздел III: «Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма». Конкретно переселение в связи со сносом дома определяется статьёй 86: «Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома». Из неё следует, что люди, расселяемые из сносимого дома, ничем не отличаются от других людей, которым жильё предоставляется в социальный наём, и к ним применяются все правила, определяемые в главе 8: «Социальный наём жилого помещения». Статьёй 63: «Форма договора социального найма жилого помещения» определяется, что он должен быть заключён в письменной форме, то есть до переселения вы должны получить на руки бумагу, озаглавленную и заверенную соответствующим образом. Вероятно, наиболее насущный вопрос для тех, кто получает новые квартиры — это площадь и количество комнат, которые они получат. И здесь мне придётся кого-то огорчить, а кого-то, видимо, и порадовать. То, какая квартира у вас была до сих пор, не должно влиять на то, какую вы получите. Площадь новой квартиры регламентируется статьёй 50: «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Сама норма устанавливается законом Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». В единственной редакции закона, которую мне удалось найти, пункт 16.3 устанавливает норму в 16 м² общей площади на одного человека. Грубо говоря, если вы жили один в трёхкомнатной квартире, то вас могут поселить в малосемейку, а если вы впятером ютились в однокомнатной, то квартиру площадью меньше, чем 80 м², вам дать не могут. Разумеется, никто не гарантирует, что за соблюдением ваших прав кто-то будет следить внимательнее, чем вы сами. Полагаю даже, что государственным служащим проще сначала сделать так, как сделать проще, а затем индивидуально уладить вопросы с теми, кто свои права знает.

Обратите внимание, что я даю ответ не как юрист, а просто как человек, общающийся с юристами и интересующийся законами в целом.

Дополнение. Как правильно поправляет меня Татьяна, упомянутый мной закон распространяется только на малоимущих граждан, а для остальных норма устанавливается постановлением главы Угличского муниципального округа от 06.06.2005 № 513 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» и равна 15м².

27 комментариев

  1. Татьяна

    Я тоже не юрист, но по-моему нормы в данном случае устанавливаются не Законом Ярославской области, а постановлением главы УМО: учетная норма – 12кв.м, норма предоставления – 15кв.м. (постановление главы УМО от 06.06.2005 №513)

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 13:49 | Постоянная ссылка
  2. Всеволод Шорин

    Вполне может быть. А как так получается, что постановление главы УМО имеет большую силу, чем областной закон? Тем более постановление, подписанное раньше, чем закон. В самом законе я не нашёл указаний на то, что главы МО могут определять свои нормы.

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 15:55 | Постоянная ссылка
  3. Всеволод Шорин

    Ссылка на Постановление главы Угличского муниципального округа от 06.06.2005 № 513 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения»: http://uglich.ru/rayon/vlast/official/page643/page644/page815/

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 15:59 | Постоянная ссылка
  4. Татьяна

    Оно не имеет большей силы, просто документы применяются для разных категорий граждан. Указанный Закон устанавливает нормы для отдельных категорий граждан, а именно для малоимущих, многодетных и т.п.. А переселяют не только их. Вот для всех остальных – постановление главы УМО.

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 16:08 | Постоянная ссылка
  5. Всеволод Шорин

    Да, теперь понятно, спасибо.

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 16:24 | Постоянная ссылка
  6. Жанна

    Скажите, а чем малоимущие и многодетные лучше не малоимущих и не многодетных? Почему им квартирной площади требуется больше? Они шире живут или что?

    Опубликовано 25 февраля 2010 года в 23:59 | Постоянная ссылка
  7. Всеволод Шорин

    Ну, чем лучше многодетные, понятно, а вот про малоимущих придумать не получается. Поощрять низкий уровень доходов, конечно, несколько странно.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 1:22 | Постоянная ссылка
  8. Некто

    А вам не кажется странным, когда жилье дают алкоголикам, которые проживают в “ветхом и аварийном” жилье, которое сами же таковым же и сделали, потому что пропивали все деньги, которые должны были бы направлены на его ремонт.
    А потом этих “малоимущих” поселят в подъезд, в котором люди купили себе квартиры, отказывая себе во многом, чтобы жить в нормальном жилье.
    И “бедные” переселенцы начинают в новом подъезде старую жизнь – пить и гадить там гда живут.
    Так что вот так. Пей, не работай и получи новую квартиру бесплатно!

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 8:26 | Постоянная ссылка
  9. Всеволод Шорин

    Подолью масла в огонь: бесплатно ничего не бывает, квартиры они получают за деньги тех, кто зарабатывает на квартиру себе!

    Я и в самом деле предпочёл бы жить в несколько менее социальной России. И в гораздо менее государственной.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 9:25 | Постоянная ссылка
  10. Жанна

    Всеволоду Шорину.
    У Вас написано “Ваш адрес электронной почты не увидит никто, кроме администратора сайта”, а выходит, что видят все. Я не скрываюсь, просто мне это не нравится.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 9:33 | Постоянная ссылка
  11. Всеволод Шорин

    Жанна, это потому что некоторые люди путают и вписывают адрес электронной почты в поле для имени. Ночью я постарался изменить форму, чтобы спутать было труднее. Я поначалу думал, что путают те, кто заходит впервые, но вот оказалось, что ошибиться могут даже те, кто успешно написал уже достаточно комментариев раньше. Сейчас исправлю ваш.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 9:51 | Постоянная ссылка
  12. Жанна

    Спасибо огромное. Похоже перетрудилась вчера.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 10:17 | Постоянная ссылка
  13. Андрей

    >>Я и в самом деле предпочёл бы жить в несколько менее социальной России. И в гораздо менее государственной.

    таких как вы – умников, не так уж и много. Интересно, как вы жить будете или вы в другом месте жить собираетесь? как отделить малоимущих от малоработающих? спросите у юристов.

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 21:17 | Постоянная ссылка
  14. Андрей, а зачем быть МНОГОРАБОТАЮЩИМ и МАЛОИМУЩИМ?
    +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    В Алтынове расселяют дом… Дают квартитры в городе! Во как везет некоторым…

    Опубликовано 26 февраля 2010 года в 23:57 | Постоянная ссылка
  15. Андрей

    Дачник
    Всеволод понял разницу между многодетными и многорожающими. Я поинтересовался.. как он смог их так разделить?

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 7:35 | Постоянная ссылка
  16. Некто

    Не бывает многоработающих и малоимущих. Если человек не пенсионер или инвалид, он в силах трудиться чтобы обеспечить себе и своим близким достойное существование.
    Раньше существовала статья, определяющая ответственность за тунеядство, а также лечебно-трудовые профилактории в которые и поселяли “малоработающих и многопьющих”.
    А теперь видимо вместо них просто дают квартиры, да еще и позволили их приватизировать. Наверное на “черный день” – когда денег на водку не хватит – продать, переселиться в ветхое и аварийное жилье, деньги пропить и ждать новой квартиры.
    Мне кажется в СССР социализм был с человеческим лицом, а не с опухшей мордой бомжа, как сейчас.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 9:04 | Постоянная ссылка
  17. Некто

    Добавлю:
    Работающие программы в результате которых власть вкладывает большие деньги в недвижимость, ведут к росту цен на эту самую недвижимость, что также бьет по карману тех, кто зарабатывает на нее самостоятельно.
    Получите, граждане социального государства.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 9:10 | Постоянная ссылка
  18. Некто

    И еще:
    Государственные
    Общежития
    Пролетариата
    Теперь слово ГОПник вновь обретет прежний, полузабытый смысл.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 9:14 | Постоянная ссылка
  19. Всеволод Шорин

    Замечание про многодетных и многорожаюжих непонятно. Я их не разделял и не пытался. И вообще я никого не собираюсь делить, просто лично для меня (а также, полагаю, для моих родственников и знакомых), государство, меньше вмешивающееся в жизнь не по делу, было бы удобнее. При этом я понимаю, что ждать больших изменений не стоит и остаётся надеяться, что изменения малые будут идти в целом свободном направлении.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 11:25 | Постоянная ссылка
  20. Андрей

    Шорин>>Ну, чем лучше многодетные, понятно
    Я думал знаете. ведь всё понятно вам. мне нет.

    Некто, не начинайте. От вашего социализма говном пахнет – протух.
    Простите.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 11:49 | Постоянная ссылка
  21. Андрей

    Берегите себя – рожайте по одному или два.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 11:53 | Постоянная ссылка
  22. Всеволод Шорин

    Многодетные лучше тем, что они растят для страны новых граждан. Наша страна относится к меньшинству стран, в которых население убывает. Помимо того, что само по себе уменьшение населения усложняет жизнь страны (легко ли отдавать государственный долг одному, когда брали на троих?), это ещё приводит к старению населения и увеличению отношения числа пенсионеров к числу работающих жителей. Грубо говоря, пока население растёт, десять работающих кормят пять пенсионеров, а когда уменьшается — пятнадцать. Поэтому для будущего страны дети очень важны, и то, что людей стимулируют их рожать и помогают растить, очень правильно.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 12:01 | Постоянная ссылка
  23. Всеволод Шорин

    Да, конечно, во многих развитых странах население растёт за счёт миграции, а не рождаемости. Но для этого надо, чтобы люди хотели в страну ехать и страна их принимала. А у нас полный комплект: ксенофобия и низкая рождаемость. Чужих не принимает, своих не растим.

    Два ребёнка в каждой семье недостаточно даже для того, чтобы сохранять численность работающего населения.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 12:04 | Постоянная ссылка
  24. Татьяна

    “и то, что людей стимулируют их рожать и помогают растить, очень правильно.”
    Подскажите, где помогают? очень надо. Думаю, не только мне

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 12:24 | Постоянная ссылка
  25. Всеволод Шорин

    Обсуждаемый выше закон разве не помощь?
    А материнский капитал?

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 12:28 | Постоянная ссылка
  26. Всеволод Шорин

    Да, ещё есть налоговые вычеты на детей.
    Я не говорю, что все эти меры действительно работают, но они есть.

    Опубликовано 27 февраля 2010 года в 12:38 | Постоянная ссылка
  27. Ирина

    Нас переселили из ветхого жилья. Ленинское ш. д 25 на м-н Солнечный д.29.Дали 2х ком. 53кв. метра. на 5чел. На момент расселения , я с бывши мужем была в разводе уже 5лет , но нас с дочерью приписали к этой квартире. Вот уже год после прописки а именно с 05,05,2010 мы вунужденны снимать квартиру, т.к. бывшие родственники после нашей прописки в квартиру даже не отдали нам ключи от квартиры.Помогите , что нам делать, куда обращаться. Мне уже 37 а дечери 17

    Опубликовано 01 мая 2011 года в 18:50 | Постоянная ссылка