Пятницкая площадь

Ирина Гаврилова написала большую интересную статью про Пятницкую площадь. Настолько большую, что вам, наверное, будет непривычно читать её сразу целиком, да и мне непривычно столько публиковать. К тому же на подготовку материала к публикации требуется некоторое время. Поэтому я решил разбить её на части и выкладывать постепенно. Итак, часть первая:

Тайны старой площади
Начать хочу строками поэта В. Ковалёва:

По Угличу хожу, как завороженный,
На луковки церковные гляжу,
И восхищаюсь, и опять хожу…
И снова застываю в восхищении…

Да, действительно, Углич имеет своё узнаваемое лицо. Он скромный, уютный, лиричный. В Угличе много таких живописных мест, куда хочется приходить снова и снова. В этих местах своя аура, своя тайна. Я хочу рассказать про одно из таких особенных мест — это не так далеко от центра. Советская площадь, раньше её называли Воскресенская или Пятницкая. Сейчас это место наполовину заросло деревьями. Дома XVIII, XIX, ХХ веков окружают площадь. Рядом «русский богатырь» — Воскресенский монастырь, понятно, почему эту площадь называли Воскресенской, а вот почему называли Пятницкой? Пришлось провести «расследование» и вот передо мной постепенно стали раскрываться тайны этой площади.

Пятницкая площадь в прошлом

Эта площадь существовала с давних времён, вероятно торги здесь появились даже раньше, чем на главной Успенской площади. Сейчас это тихое и неприметное место, а были времена, когда здесь собиралось большое количество народа, шум, гам, суета: «В Угличе купцы и мещане торгуют шелковыми, шерстяными, овощными, юхотными (кожевенными) и прочими товарами, медною и оловянною посудою, а особливо холстом…; виноградными винами, съестными припасами, заячьими мехами, кои чернит один купец так хорошо, что весьма походят на собольи…» (А. Б. Дитмар. «Над старинными рукописями». 1972 г.). Главной составной частью любой торговой площади на Руси была церковь, названная в честь святой Параскевы Пятницы. Так и на нашей площади стояла одноимённая церковь.

Параскева Пятница

Параскева (Παρασκευή) в переводе с греческого языка — Пятница. Девочка родилась в пятницу, её назвали Параскевой. Жила она в III веке в Римской империи в городе Иконии. Святую Параскеву Пятницу в народе считали покровительницей домашнего хозяйства, женских забот, считали её за покровительницу полей и скота. День её памяти — 10 ноября. Во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, на развилке дорог часовенку или крест с образом. Эти развилки так и назывались — пятницы. Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. У «пятницы» встречали, до «пятницы» провожали родных, друзей. Отсюда, кстати, и поговорка о тех, кто часто встречает и провожает (т. е. меняет действие на противоположное): «Семь пятниц на неделе».

4 комментария

  1. NicS

    с нетерпением ждем продолжения – особенно интересует здание справа от базовой школы -постройка судя по виду очень древняя .

    Опубликовано 13 января 2010 года в 14:52 | Постоянная ссылка
  2. Всеволод Шорин

    Продолжение публикую. Про постройку, кажется, ничего не будет.

    Опубликовано 13 января 2010 года в 18:29 | Постоянная ссылка
  3. iskra99

    Уважаемый NicS, в статье “Жилые здания”, которую написал сотрудник УИХМ Евгений Лиуконен, сообщается, что рядом с бывшей Базовой школой ( “Зимин двор” ) по адресу пл.Советская д.5 и 6 находятся два дома бывших Ожоговых или Ожеговых. Один из этих домов деревянный, другой каменный. Построены они во второй половине XIX века. Они образуют своеобразное имение купцов. При домах находился свечной заводик. Больше про Ожеговых ничего не могу добавить. Может быть кто-то мне поможет пополнить сведения об этих угличских купцах?

    Опубликовано 15 января 2010 года в 0:22 | Постоянная ссылка
  4. ольга

    Стихотворение Владимира Ковалева, мышкинского поэта, пережившего Колыму ГУЛАГа начинается так (за знаки препинания не ручаюсь, пишу по памяти):
    По Угличу хожу, как завороженный.
    Брожу притихший, точно конь стреноженный.
    На луковки церковные гляжу,
    И возвращаюсь, и опять хожу.
    И снова замираю в восхищении,
    И забываю про слепящий зной.
    Здесь храмы, как живое воплощение
    Неповторимой красоты родной.
    В округлости, в стремительности линий
    В их совершенстве недостатков нет.
    Цвет красный мягко переходит в синий,
    А синий снова в красноватый цвет.
    И падает все это в синеву,
    Где Волга волны величаво катит.
    Такое раз увидишь наяву,
    И радости в душе надолго хватит…
    и т. д., а дальше экскурс в историю трагического угличского разорения, а вконце есть загадка, которую я разгадала в своей краеведческой работе “Отражение”, так мне кажется. Конец такой:”… вставали безымянные сермяги,
    за подвиг жизнью собственной платили,
    Рассыпаны их кости по полям.
    … ….. ….. ….. …. (вот такая пустая строка)
    Стоит над Волгой белая плотина
    И синь речную делит по пополам.

    Я написала поэту ушедшему в вечность ответ из нашего времени – стихотворение “Отражение”. По моей просьбе Ф. Куницын наисал картину “Отражение”. Интересно? Пишите.

    Опубликовано 30 августа 2011 года в 12:55 | Постоянная ссылка