Углич — жемчужина Золотого кольца

Передачу с таким названием подготовил детский семейный образовательный телеканал «Радость моя». В фильме на фоне плавно сменяющихся спокойных видов города и исторических картин в общих чертах неспешно рассказывается его история от 937 года и до наших дней. Это, на мой взгляд, наиболее удачный видеоэкскурс в прошлое нашего города.

3 комментария

  1. Виктор Бородулин

    Согласен, ролик удачен. Может быть, потому что адресован, в первую очередь, детям, а по сему обошлось без всегдашней традиционной “чернухи”.
    Но вот на что хотелось бы мне обратить внимание почтеннейшей публики – встать мне на защиту патриарха Никона (хотя не думаю, что он нуждается в моей защите, кто Он – и кто я…), а так же попытаться развеять одно чрезвычайно живучее заблуждение. Заблуждения, как ни странно, вообще весьма живучи. Хотя, что тут странного, так уж устроены люди.
    Обычно среди многого, что успел Никон, кроме того, что он пытался возродить традиционную архитектуру храмов, пришедшую к нам из Византии – возродить пятиглавие, и весьма, кстати, преуспел в этом, приписывается ему и запрещение строительства шатровых храмов, и в фильме об этом упомянуто.
    Но дело то в том, что Никон никогда (подчеркиваю особо – никогда!) не отдавал такого запрещения, и до сих пор ни историки, ни архивисты, ни другие исследователи не нашли ни одного документа, или какой-нибудь записи об этом той поры, ни чего-нибудь еще, что фактически подтверждало бы этот запрет. Так в чем же дело?
    Экономика. Только она.
    Как раз с реформами Никона, пришедшимися на период после окончания Смутного времени и на восстановление экономики страны, начинается массовое возведение каменных храмов. Строятся они повсюду, и вот какая выяснилась вещь. У шатровых храмов, несмотря на всё их изящество и красоту, есть один, но весьма существенный недостаток, перечеркивающий все их достоинства – они крайне не экономичны, затратны в строительстве. Для того, что бы зданию выдержать распор (поперечное усилие) от шатра, приходилось делать очень массивные стены, раза в два – два с половиной толще, чем в безшатровой конструкции. По тем же соображениям размер шатрового храма не мог быть большим. На сам шатер то же уходило очень много стройматериала.
    Те, кто бывал в Дивной, наверное, обратили внимание и удивились, сколь мала она внутри, много народу там не поместится. Это я о самой церкви, не о трапезной. Да и она не велика. К тому же, как известно, теплый воздух всегда устремляется вверх, в нашем случае – в шатер, а посему такие храмы не натопишь, они всегда оставались холодными. Что б как-то выйти из этого положения, шатры внутри позже перекрывались кирпичными сводами (в Дивной то же перекрыто, я был на верху этого свода), и в результате получалась обычная, маленькая, низкая, тесная церковка, да и, к тому же, страшно дорогущая в строительстве. Таким образом, шатровые храмы просто, как сейчас сказали бы, “морально устарели”, на смену им пришли более рациональные конструктивные и архитектурные решения, в которых на единицу внутренней площади приходилось меньше затрат (вот она где, экономика!)
    Вот так и получилось – до Никона была “лепота”, церкви-то строили шатровые, а при нем и после него – уж совсем и не стало той красоты…

    Поспорил бы я и с утверждением, что шатровые церкви специально сносили – да не буду, оставлю это на совести создателей неплохого, в общем-то, фильма. Да и не сами они это придумали, наверняка какие-нибудь “консультанты наконсультировали”, так же, как и с байкой про то, как “сохранил народ свою церковь Дивную…”

    А вообще, конечно, нам здорово повезло, что именно в Угличе стоит Дивная…

    Опубликовано 08 декабря 2009 года в 0:11 | Постоянная ссылка
  2. iskra99

    Продолжая мысль, высказанную уважаемым Виктором Валерьевичем о том, что повезло нам угличанам, что именно в Угличе стоит церковь Дивная, действительно подтверждаю – очень многие люди приезжают в наш город именно из-за этой церкви….

    “Она под всеми парусами, как лебедь белая плывёт,
    Плывёт не морем, а веками, недаром “Дивною” назвал её народ…”

    Наша Успенская церковь действительно особенная, хотя в России сохранилось ещё несколько каменных трёхшатровых храмов:
    в Вязьме – церковь Богоматери Одигитрии ( 1638 г ),
    в Москве – церковь Рождества Богородицы в Путинках ( 1652 г ),
    в Ленинградской области в Свирском монастыре сохранилась звонница с трёхшатровым завершением ( конец XVI века ).
    По сути, всего три каменных трёхшатровых храма в России.
    Самые высокие, стройные и изящные шатры из этих трёх названных церквей у нашей Дивной. И по времени постройки (1628 год ) наша – самая ранняя из этих трёх. Кроме того, Дивная Успенская церковь была с а м о й п е р в о й каменной церковью, которая возводилась в Угличе после польского разорения. Все сохранившиеся церкви города моложе её.
    Успенская церковь строилась как памятник всем защитникам города, погибшим, но не сдавшимся во время польско-литовской интервенции.
    _______________________________________________________________
    По поводу шатровых завершений: всвязи с реформами патриарха Никона на Руси перестали строить шатровые храмы, но свою любовь к шатровым завершениям русские зодчие перенесли на колокольни и в большом количестве во второй половине XVII века стали строить шатровые колокольни.
    Одной из особенностей Московской школы архитектуры являются как раз шатровые колокольни.
    Пример в Угличе: церкви Димитрия на крови и Рождества Иоанна Предтечи.
    _____________________________________________________________
    По поводу реформ патриарха Никона: эти реформы оставили неизгладимый и весьма заметный отпечаток на истории нашего города.
    ПРО УГЛИЧ после реформ Никона можно будет написать в следующий раз.
    ______________________________________________________________
    По поводу фильма: мне фильм очень понравился. Понравилась неспешность и обстоятельность повествования, красивые осенние пейзажи, музыка. Очень хорошо, что этот фильм можно смотреть в любое время, так как он размещён на сайте и его легко найти.
    ______________________________________________________________

    Опубликовано 09 декабря 2009 года в 23:05 | Постоянная ссылка
  3. Виктор Бородулин

    Рискую навлечь на себя жесточайшую критику, но все же, «не могу молчать».
    Общепринято, общеизвестно, и не обсуждается, что дата постройки Дивной – 1628 год. И все знают историю ее постройки. Что и говорить – классика жанра.
    Но вот стоит внимательно перечитать «Угличский Летописец», и с удивлением можем обнаружить, что: «И потом прехождением времени достиже и до лет христолюбивого князя Углеческаго именем Фомы, иже и того превеликим усердием и особенным ко обители той и святителю тщанием и иждивением его во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году.»
    Понятно, что речь идет о Фоме Колычеве, княжившем в Угличе 28 лет и «преставись о Господе в вечный покой в старости мастите в лето 7058 (1550) году» («Угличский Летописец», стр. 152, лист рукописи 229)
    На той же странице упоминается и о разорении обители поляками, и о том, что «монахи в ней в погребе землею засыпаны и подавлены».
    Что же касается легендарного строителя Успенской «Дивной» старца Мисаила – то упомянут он тут же, рядом, на соседней странице, и вот по какому поводу: « В лето 7136 (1628) году построены были (Мисаилом) еще две наружныя каменныя в монастыре том церкви святаго Иоанна Предтечи и святителя Христова Алексия Митрополита». («Угличский Летописец», стр. 153, лист рукописи 230)
    Как видите, ни о строительстве Дивной в 1628 году, ни о ее починке здесь речи не идет. Вероятно, она совсем немного пострадала при осаде – землей подвалы засыпали с защитникам, сожгли внутреннее убранство, наверное, но сама – выстояла.
    ____
    Впервые обнаружив столь ужасающее противоречие с общеизвестным мнением, вопя и стеная, побежал я к одному очень уважаемому человеку, авторитетнейшему, знающему, весьма в истории сведущему. «Как же так!» – закричал я с порога, «Почему! В чем дело?» Посмотрел он на меня усталыми мудрыми глазами и сказал: «Сядь, успокойся. Да, есть такое. А ты знаешь, что единожды попавшая в научную литературу дата начинает жить своей жизнью? Она размножается, кочует из статьи в статью, из книги в книгу, и изжить ее, искоренить нет уже никакой возможности… Ну и что? Тебе очень это важно? Я знаю, ты теперь знаешь, и я знаю, что ты знаешь, вот и хорошо. А биться лбом об стену, всем, всегда и везде доказывая, что они все не правы – а прав ты, потому что ты знаешь, а они нет – себе дороже. В лучшем случае – махнут рукой, в худшем – нацепят ярлык сумасшедшего. Водки хочешь?» Вот так мы и поговорили…
    _____
    Кто же прав? Неизвестно откуда-то взявшиеся сведения, перепечатываемые из путеводителя в путеводитель, из статьи в статью (и так до скончания века), и вечно живущие в методичках для экскурсоводов, или «Угличский Летописец»? Бог весть. Судите сами.

    Опубликовано 10 декабря 2009 года в 1:05 | Постоянная ссылка