Прокат автомобиля

Интересные факты из истории нашего города вспомнил Александр Старостин:

Сейчас, видимо, не составляет труда взять напрокат автомобиль, по крайней мере, в крупных городах. А ведь в нашем провинциальном Угличе это было возможно ещё в середине 60-х годов XX века! Более трёх лет пункт проката предлагал желающим воспользоваться имеющимися у него автомобилями «Москвич» (судя по имеющейся у меня фотографии модели «407»). Всего машин было четыре или пять. Располагался этот сервис там, где находится наше АТП (или теперь ЯПАТП?). А в те времена его обычно называли «Автоколонной».

Мой отец, Валентин Старостин, в 1965 году вместе со всей семьёй (и со мной пятилетним) совершил поездку на таком «Москвиче» из Углича в село Середа Даниловского района. Там жили родители отца, и на три дня Ноябрьских праздников был взят автомобиль в прокате.
Прокатный Москвич-407

Ехали мы через города Рыбинск, Тутаев, Ярославль и Даниилов. Из дорожных приключений отец до сих пор вспоминает регулировку буксовавшего на подъёмах сцепления, установку на место отвалившегося на ходу электрогенератора, поиски в Ярославле электрика для его ремонта после того, как генератор отказал совсем. Цели своей мы всё-таки достигли, а домой вернулись и вовсе без проблем. При этом весь путь, кроме гравийного участка от Данилова до Середы, проходил по булыжной мостовой и составил около 520 км.

Из-за небрежного отношения к «ничьим» автомобилям и тогдашнего состояния дорог долго подобный вид услуг просуществовать не мог. И всё же он остался в истории нашего города, как факт, на мой взгляд, неординарный. Интересно бы узнать, кто был инициатором этого проекта?

23 комментария

  1. Митя

    Александр, очень интересный рассказ. А почему не по дороге на Ростов, я понимаю что прямой на Ярославль не было, ведь автобусы ходили через Ростов! Хотя сейчас наверное такое не вспомнить. А вот про прокат авто..это здорово. Углич возможно впереди планеты все был!!!

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 13:13 | Постоянная ссылка
  2. Всеволод Шорин

    Видимо, тогда ещё не совсем испортилась дорога на Рыбинск. По расстоянию это примерно так же, как и через Ростов, а дорога на Ростов точно всегда была плохой.

    Насчёт всей планеты вы зря. Прокат автомобилей появился ещё в 1916 году, а настоящий расцвет начался в конце сороковых.

    А вот у нас инициатором этого проекта, видимо, был Никита Сергеевич Хрущёв. Пишут, что он, вернувшись в 1959 году из США, увлёкся не только кукурузой, но и автопрокатом. Дальше разные источники пишут разно. Некоторые утверждают, что одна из проблем была в том, что люди брали машины напрокат и снимали с них нужные им детали.

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 15:54 | Постоянная ссылка
  3. Виктор Бородулин

    Время в пути автобуса до Ярославля через Ростов в конце 60-х было около 8-ми часов. Не думаю, что б на легковушке было бы быстрее. Наверное, маршрут через Рыбинск и был самым оптимальным.

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 16:32 | Постоянная ссылка
  4. NicS

    В те года дороги на Ростов просто не было – между Борисоглебом и Ростовым стояли знаки (Осторожно асфальт). Дорога на Рыбинск поддерживалась в очень нормальном состоянии , было три или четыре участка дорожных мастеров ,которые эту каменку чинили каждый день , летом конечно .Имел я удовольствие по ней ездить в то время .

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 16:57 | Постоянная ссылка
  5. Михаил Селифонтов

    Но ведь тогдашняя каменка на Рыбинск в некоторых местах была шириной не более 3 м. Особенно узкой была на участке Васильки-Учма. От Учмы до моста через Юхоть хоть укатка сбоку была, а на участке от Васильков до повертки на Учму каменка шириной 3м, а по бокам почти болото. И шире она никогда не была, потому что четко был виден край, за которым камней не было.
    На такой дороге активное движение вряд ли было. Не разъехаться.
    P.S. Я очень хорошо помню эту каменку, когда в 97-м первый раз проехал по ней на велике до Рыбинска.

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 22:50 | Постоянная ссылка
  6. Всеволод Шорин

    Я, кстати, тоже ездил по этой каменке на велосипеде, только на три года раньше :-)

    3 метра — вполне достаточно для легкового автомобиля. Надо ещё представлять интенсивность тогдашнего движения. Даже пять лет назад можно было по дороге от Углича до Ярославля встретить всего десяток машин. Я нашёл данные только по Москве. В ней в 1965 году легковых автомобилей было примерно в 50 раз меньше, чем сейчас. Даже если предположить, что мобильность их была примерно такой же (в чём я тоже сомневаюсь), то вряд ли по дороге до Рыбинска можно было встретить больше 2-3 машин, а уж пару раз разъехаться было несложно.

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 23:28 | Постоянная ссылка
  7. Михаил Селифонтов

    Ну легковые допустим с горем пополам разъезжались, а грузовые или какой-нибудь автобус не представляю как. Вот интересно, автобус тогда на Рыбинск был? И если был, то по какой дороге ездил? Кто знает – расскажите!

    P.S. Всеволод, ты ездил по этой каменке в 94-м году? Я правильно понял?
    Ведь тогда асфальт заканчивался после Зеленой Рощи, и далее был сплошной гравий. А откуда тогда начиналась эта каменка?
    Ты тогда полностью всю ее проехал, до Юхоти? Или еще дальше, до Рыбинска?

    Опубликовано 17 декабря 2009 года в 23:47 | Постоянная ссылка
  8. Всеволод Шорин

    Я как-то ездил на машине на гору святого Юрия по узкому серпантину, и то ничего :-) . Встретишься с кем-нибудь, и один из встретившихся сдаёт задом до ближайшего расширения. Разъезжались. А тут и задом в гору не надо карабкаться, к тому же видно достаточно далеко, чтобы задуматься заранее.

    Да, в 94. Я не очень хорошо помню такие детали, но по-моему, уже тогда был асфальт до Шевердино. А там совсем немного, и дорога практически кончалась. Я с трудом доехал до Борка, проехал примерно шесть километров в сторону Нового Села, сплавал на полуостров, ничего не нашёл, вернулся к парому, переправился и вернулся в Углич по левому берегу. Да, искал колышки от школьной палатки. Забыли там, когда на байдарке в поход ходили.

    Тогда бы современный велосипед… :-(

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 0:51 | Постоянная ссылка
  9. Михаил Селифонтов

    Здорово! Оказывается, что ты тоже в то время на велике в экстремальные путешествия отправлялся!

    Я лишь годом позже, в 95-м, на велике (тогда еще на дорожном под названием “Десна”) решил проехать в сторону Калязина, по дороге на Маймеры. Там кстати такая же каменка дальше, и она есть до сих пор. Поскольку доехать до Калязина не входило в планы, с собой помню не взял ничего, ни еды, ни питья, а денег хватило лишь на лимонад в магазине какой-то деревни. Ну а, когда выехал в Тверскую обл. уже не хотелось возвращаться на пол пути, так и допилил до Калязина.
    Сложнее было на обратном пути. Настолько пить хотелось, что взял эту бутылку из под лимонада и набрал ее в лесном пруду недалеко от дороги.

    Извиняюсь за уход от темы!

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 4:10 | Постоянная ссылка
  10. NicS

    Михаил Селифонтов Да, автобус в те времена ходил именно по этой дороге, было 4 рейса в день,последний в 20.00,время в пути порядка 3х часов. Но самое интересное началось когда начали чинить мост через р. Юхоть- по задумке автобусы должны были встречаться у моста и меняться пассажирами,но это было не всегда и однажды я имел удовольствие шлепать до Углича пешком с последнего рейса в компании таких же студентов как и я. Хоть и темно но весело было !!

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 8:44 | Постоянная ссылка
  11. Михаил Селифонтов

    NicS, Спасибо за ответ! Интересная информация.
    А в каком это было году? Хотя бы примерно.
    Еще интересно было бы узнать какой марки автобус тогда ездил по этой каменке?

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 13:02 | Постоянная ссылка
  12. Всеволод Шорин

    Ну, я был ещё оптимистичее. Хотя и планировал доехать до Юхоти, не взял с собой ни еды, ни питья, ни денег. На обратном пути уже в ночи в Нинорово постучался в дом, попросил попить.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 13:09 | Постоянная ссылка
  13. Александр Старостин

    Я предполагал, что могут появиться вопросы, почему мы до Ярославля ехали через Рыбинск, а не Ростов. Действительно, Ростовский вариант несколько короче. Ответ прост: в Рыбинске мы захватили мою тётушку (см фото) с мужем, которые там проживали.
    Ширина каменной мостовой около трёх метров вынуждала автомобили при разъезде сбавлять скорость (если это требовалось) и правыми колёсами двигаться по обочине. Сбавлять скорость приходилось не всегда, т.к. она и так была невелика – 40 км/ч считались весьма достойным, далеко не везде достижимым результатом.
    Мне кажется, что главной задачей булыжной мостовой было обеспечение проезда без риска сесть брюхом машины на грунт, свесив колёса в бездонные колеи. Тряска и низкая скорость движения отступали на второй план. В 65-м году состояние Рыбинской дороги было намного лучше, чем обсуждаемые вами её булыжные участки в 90-е, но, мой отец говорит, что автобус на Рыбинск тогда по ней не ходил. Мост через Юхоть был деревянным, очень высоким и основательно раскачивался при проезде, добавляя шоферам седых волос. Моему отцу доводилось много раз ездить там на “ГАЗ-51″.
    Остатки подобной мостовой можно найти, к примеру, за селом Улейма. Переехав по Ростовской дороге (асфальтовой) мост над Воржехотью, через 550 метров окажетесь на пересечении со старой мощённой дорогой. Свернув здесь влево к Улейме, вы будете иметь возможность насладиться видом и качеством “каменки”, не сильно изменившейся за годы забвения. Ну, а ширина мостовой, с непривычки, действительно удивляет.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 13:19 | Постоянная ссылка
  14. NicS

    Михаил Селифонтов Это был 68-69 год.Из Углича ходили в основном ПАЗы,а Рыбинск выделял аж ЛАЗ-695, суббота и воскресенье последние рейсы- под завязку.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 13:54 | Постоянная ссылка
  15. Михаил Селифонтов

    Nics ты говорил, что автобусы доезжали только до моста, и тут
    пассажиры переходили мост и садились в другой автобус. Я правильно понял?
    Наверное ЛАЗы по ней все-таки не ездили, или я не прав?
    Просто не представляю как ЛАЗ 695-й мог по этой каменке проехать. У ПАЗов хоть база колесная маленькая, на пузо не сядет.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 17:04 | Постоянная ссылка
  16. NicS

    Михаил Селифонтов В то время за дорогой следили,о чем я писал выше и ЛАЗ очень даже неплохо по ней ездил. Не путай 695 с 698 т.е. Туристом .

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 17:12 | Постоянная ссылка
  17. Александр Старостин

    Уточнение.
    После более обстоятельных расспросов, мой отец всё-же вспомнил, что в 60-х годах автобусы между Угличем и Рыбинском ходили. А вот когда это сообщение прекратилось – он сказать затрудняется.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 18:09 | Постоянная ссылка
  18. Михаил Селифонтов

    Nics, да согласен, я спутал 695-й и 698-й! Мало уже сейчас 698-х. Поэтому и забыл их модельный номер.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 18:42 | Постоянная ссылка
  19. Чистильщик

    Моя бабушка рассказывала как возила меня маленького к другой бабушке в Рыбинск. Автобус шел по рыбинской дороге, доходил до моста через Юхоть, там пассажиры переходили чуть ли не по дощечке на другой берег и садились во встречный автобус. Особенно моей бабушке запомнилась дощечка на мосту, потому что меня маленького какой-то добрый дядя взял на руки и перенес. Ориентировочно это был год 72-74.

    Опубликовано 21 декабря 2009 года в 12:03 | Постоянная ссылка
  20. Виктор Бородулин

    Нет, только не 74. В июле 74-го проходил я с отцом и еще с двумя его друзьями на нашей “ярославке” с 25-м “Вихрем” по Юхоти как раз под этим мостом, а он уже был такой, как сейчас.
    Сидел я сзади, у мотора, и по какой-то неведомой причине вдруг резко отклонился в сторону – и во время. Два каких-то недоросля-придурка развлекались – сбросили “бомбу” из-под портвейна с моста на нашу лодку. “Бомба” просвистела около моей головы и упала в 15 см за транцем. Сбрось они ее на 0,1 секунды раньше – не читали бы вы сейчас эти строки.
    P.S. Придурков примерно наказали, но мост уже стоял.

    Опубликовано 21 декабря 2009 года в 14:49 | Постоянная ссылка
  21. NicS

    Виктор Бородулин а кто говорил про 74 ? я точно указал дату это был 68 год ,потом мост закончили и автобусы ходили насквозь, но пешочком от моста до Углича это было что то !

    Опубликовано 21 декабря 2009 года в 15:37 | Постоянная ссылка
  22. Чистильщик

    В 68 году я еще не родился. Видимо мост ремонтировался не один раз.

    Опубликовано 21 декабря 2009 года в 17:43 | Постоянная ссылка
  23. Виктор Бородулин

    2 NicS
    См. пост #19

    Опубликовано 22 декабря 2009 года в 8:14 | Постоянная ссылка