Когда была построена Дивная церковь?

В комментариях к рассказу о Крестовоздвиженской церкви и фильму про Углич для детей Ирина Гаврилова и Виктор Бородулин написали немало дополнений и даже немного поспорили. Если вы интересуетесь историей христианской архитектуры, то очень рекомендую почитать, а этот рассказ Виктора Валерьевича даже не могу не процитировать:

Рискую навлечь на себя жесточайшую критику, но все же, «не могу молчать».

Общепринято, общеизвестно, и не обсуждается, что дата постройки Дивной — 1628 год. И все знают историю ее постройки. Что и говорить — классика жанра. Но вот стоит внимательно перечитать «Угличский Летописец», и с удивлением можем обнаружить, что:

И потом прехождением времени достиже и до лет христолюбивого князя Углеческаго именем Фомы, иже и того превеликим усердием и особенным ко обители той и святителю тщанием и иждивением его во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году.

Понятно, что речь идет о Фоме Колычеве, княжившем в Угличе 28 лет и «преставись о Господе в вечный покой в старости мастите в лето 7058 (1550) году» («Угличский Летописец», стр. 152, лист рукописи 229). На той же странице упоминается и о разорении обители поляками, и о том, что «монахи в ней в погребе землею засыпаны и подавлены».

Что же касается легендарного строителя Успенской «Дивной» старца Мисаила — то упомянут он тут же, рядом, на соседней странице, и вот по какому поводу: «В лето 7136 (1628) году построены были (Мисаилом) еще две наружныя каменныя в монастыре том церкви святаго Иоанна Предтечи и святителя Христова Алексия Митрополита» («Угличский Летописец», стр. 153, лист рукописи 230). Как видите, ни о строительстве Дивной в 1628 году, ни о ее починке здесь речи не идет. Вероятно, она совсем немного пострадала при осаде — землей подвалы засыпали с защитникам, сожгли внутреннее убранство, наверное, но сама — выстояла.

Впервые обнаружив столь ужасающее противоречие с общеизвестным мнением, вопя и стеная, побежал я к одному очень уважаемому человеку, авторитетнейшему, знающему, весьма в истории сведущему. «Как же так!» — закричал я с порога, «Почему! В чем дело?» Посмотрел он на меня усталыми мудрыми глазами и сказал: «Сядь, успокойся. Да, есть такое. А ты знаешь, что единожды попавшая в научную литературу дата начинает жить своей жизнью? Она размножается, кочует из статьи в статью, из книги в книгу, и изжить ее, искоренить нет уже никакой возможности… Ну и что? Тебе очень это важно? Я знаю, ты теперь знаешь, и я знаю, что ты знаешь, вот и хорошо. А биться лбом об стену, всем, всегда и везде доказывая, что они все не правы — а прав ты, потому что ты знаешь, а они нет — себе дороже. В лучшем случае — махнут рукой, в худшем — нацепят ярлык сумасшедшего. Водки хочешь?» Вот так мы и поговорили…

Кто же прав? Неизвестно откуда-то взявшиеся сведения, перепечатываемые из путеводителя в путеводитель, из статьи в статью (и так до скончания века), и вечно живущие в методичках для экскурсоводов, или «Угличский Летописец»? Бог весть. Судите сами.

14 комментариев

  1. iskra99

    Однако, Вы большой счастливчик, Виктор Валерьевич!
    Одной из Ваших настольных книг является Угличский летописец!
    И то, что Вы написали по поводу даты постройки Дивной церкви для меня лично является маленькой сенсацией! Весьма любопытно и наводит на дальнейшие размышления…..
    А размышления таковы: как можно скорее необходимо переиздание Угличского летописца, иначе все мы, как “звёзды, блуждающие во тьме” без этого ценного издания.
    Осуществление этой мечты должно сбыться в будущем. В самых ближайших планах Угличское родословно-краеведческое общество намерено переиздать Угличские летописцы. Тогда у всех желающих они смогут быть настольными книгами.
    Один вопрос уважаемому Виктору Валерьевичу: по тексту “церковь каменная со двемя пределы…” – один во имя Успения Богородицы, а второй – ?
    Так 1547 или 1628 ?????? Весьма, весьма интересно!

    Опубликовано 10 декабря 2009 года в 23:41 | Постоянная ссылка
  2. Виктор Бородулин

    Основной престол – во имя Успения Богородицы, в пределах два, один – Козьмы и Дамиана, второй – многократно переосвещался, был и великомученицы Ирины, мучеников Гурия, Самона и Авива, и пророка Закхея. Во имя кого были пределы первоначально, затрудняюсь сказать, но, по-моему, Козьма и Дамиан были всегда.
    Сейчас – можно спросить прямо в храме. Я думаю, скажут.

    Опубликовано 11 декабря 2009 года в 11:51 | Постоянная ссылка
  3. iskra99

    В ближайшие выходные дни постараюсь зайти в Успенскую церковь и спросить про престолы у монахинь. Как узнаю, напишу, чтобы этот вопрос закрыть.

    Опубликовано 11 декабря 2009 года в 19:06 | Постоянная ссылка
  4. Виктор Бородулин

    Но имейте ввиду, что перед самым закрытием церковь числилась как “…теплая, однопрестольная, с настоятельскими покоями”.
    Я не удивлюсь, если монахини (а среди них, по моему, очень мало, да наверное, и совсем нет урожденных угличских), не смогут Вам внятно ответить на этот вопрос. Будьте готовы к этому.
    Что уж об этом говорить, если однажды, увидев мой интерес к убранству церкви, одна из сестер вызвалась мне рассказать о храме. На мой вопрос о том, а откуда же она все это знает, она ответила с потрясающей простотой – “Да экскурсоводы водят, рассказывают, а я слушаю – вот и запомнила…”

    Опубликовано 11 декабря 2009 года в 20:32 | Постоянная ссылка
  5. iskra99

    Суета трудовых будней на некоторое время отвлекла меня от беседы по поводу времени строительства жемчужины нашего города – “Дивной” церкви.
    Побывав в Алексеевском монастыре в прошедшие выходные я не смогла поговорить с его обитательницами, было много туристов и монахини были заняты.
    Дома я обратилась к имеющейся литературе. Вот, что узнала:
    1. Ф.Х.Киссель “История города Углича”.
    “…. тогда Угличский Князь Фома, истинный почитатель Митрополита Алексия воздвигнул в честь Ангела своего благодетеля дивную каменную троеверхую церковь и в ней престол Успения Пресвятыя Богородицы. Сия дивная церковь в Алексеевском Угличском монастыре по справедливости должна была удивлять наших предков своею красотою, она устояла против разрушительных пожаров и злобы Поляков, она и доныне украшает благоговеющий Углич своею древностию и красотою”.
    Таким образом, Ф.Х.Киссель предполагает, что Дивная церковь была построена в период княжения в Угличе наместника Фомы Колычева ( Калычева, как у Ф.Х.Кисселя ), т.е. в период с 1522 по 1550 годы.
    НО! Фёдор Харитонович во время написания своей “Истории города Углича” неоднократно обращался к местным угличским летописям Супоньевской и Серебрениковской. А цитату из одной из этих местных летописей как раз и приводит нам многоуважаемый Виктор Валерьевич…
    Остаётся один вопрос: на сколько достоверны Угличские летописи ( летописцы )?
    Игорь Владимирович Сагнак ответил на этот вопрос так: летописи писались на основе устного местного предания, которое передавалось из поколения в поколение.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 14:04 | Постоянная ссылка
  6. iskra99

    Продолжаю нить размышлений по поводу Дивной церкви:
    2. В.В.Денисов “Угличский Алексеевский монастырь” 2000г. Углич.
    Нынешний директор УИХМ В.В.Денисов приводит ряд доказательств подтверждающих дату постройки Дивной церкви как 1628 год. Но пишет, что “необходимо отметить, что церковь эта все же недостаточно хорошо изучена”. Приводит слова И.Э.Грабаря о том, что “Успенская церковь поражает запоздалостью своей ранне-московской алтарной обработки, отодвигающей её на много лет назад. Аркатурно-колончатый пояс, украшающий апсиды “Дивной”, своим рисунком напоминает обработку храмов Москвы XV-XVI веков”.
    ______________________________________________________________
    В итоге вопрос о времени строительства “Дивной” церкви для нас до сих пор остаётся открытым….
    Так XVI или XVII век? Пускай это будет ещё одной загадкой нашей красавицы.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 14:30 | Постоянная ссылка
  7. iskra99

    По поводу престолов в Дивной церкви ( по В.В.Денисову ):
    “Церковь ( точнее храмовая часть, которая имеет очень небольшие размеры ) делится на три помещения: центральное и два боковых, в одном из которых ранее находился престол в честь Козьмы и Дамиана…”
    Всё правильно написал Виктор Валерьевич. Но про третий престол пока ответа нет. Будем искать ответ.

    И ещё один интересный факт из истории Алексевского монастыря хочу привести на суд читателей, это его послереволюционная судьба.
    Монастырь был закрыт в 1918 году. В первые десятилетия Советской власти началась серьёзная научная реставрация памятников монастыря. В нашем Алексеевском монастыре тогда работали известные специалисты П.Д.Барановский, И.И.Князев. Их стараниями была спасена “Дивная” церковь.
    Помню, что в 70-е годы на территории монастыря в Алексеевской церкви была картинная галерея нашего музея. Особенно мне запомнились деревянные фигуры святых и больших размеров картины П.Д.Бучкина.

    С нетерпением жду отзыва о том, что сейчас написала от всех читателей сайта, особенно от уважаемого Виктора Валерьевича.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 14:56 | Постоянная ссылка
  8. Виктор Бородулин

    Покойный Семен Евгеньевич Новиков, который довольно-таки долго занимался изучением этого памятника и проводил его научную реставрацию, с удивлением отметил, что в толщах стен встречаются разноразмерные, разносортные кирпичи, что, в общем-то, не совсем характерно для времени, считающегося временем постройки храма – тогда, в первой трети XVII века, было налажено уже полупромышленное производство кирпичей с небольшим разбросом по размерам, массе и структуре.
    _____
    А когда я заметил, что про престолы можно спросить в храме, я имел ввиду только священнослужителей, мужчин. Еще раз – сестры Вам вряд ли что то толковое скажут.
    _____
    Загадок быть не должно. Как писал Козьма Прутков, “я враг всяческих так называемых “вопросов!”. Но по моему мнению, пока достаточно будет, если те же самые экскурсоводы, рассказав любопытным туристам в красках ту легендарную “историю” Дивной, что они пересказывают из поколения в поколение уже не один десяток лет, просто добавят, что есть и еще и другое, не менее обоснованное, мнение о дате постройки сего храма.
    Как говорится, “и овцы сыты, и волки – целы”.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 15:24 | Постоянная ссылка
  9. Всеволод Шорин

    Довольно много о достоверности угличских летописцев рассуждает Томсинский. В целом у него получается, что разные их фрагменты имеют разную достоверность: что-то было переписано из более ранних документов, а что-то — явно присочинено.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 16:06 | Постоянная ссылка
  10. iskra99

    Друзья мои!
    Один интересный момент!
    Год основания Углича – 937. Но! Эта дата встречается ТОЛЬКО в местных летописях, опять же в Супоньевской и Серебрениковской.
    Официально Углич упоминается в Ипатьевской летописи лишь в 1148 году в связи с военными действиями между княжествами.
    Таким образом, вполне возможно упоминание и 16 века и 17, если говорить о “Дивной” церкви.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 19:11 | Постоянная ссылка
  11. Всеволод Шорин

    Не вижу, честно говоря, связи.

    Кстати, археологические изыскания подтверждают, что в середине десятого века на месте кремля существовало поселение, в составе жителей которого была и скандинавская знать.

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 19:25 | Постоянная ссылка
  12. iskra99

    Всеволод, я хотела сказать, что дата 937, упоминаемая лишь только в местных летописях, имеет место быть и считаться годом основания Углича, значит 16 век, опять же упоминаемый только в местных летописях, как время постройки “Дивной” церкви, так же имеет место быть. Или я не права?

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 21:20 | Постоянная ссылка
  13. Всеволод Шорин

    Теперь связь вижу :-)

    Опубликовано 18 декабря 2009 года в 21:25 | Постоянная ссылка
  14. iskra99

    По поводу престолов в “Дивной” церкви:
    Виктор Иванович подтвердил предположение Виктора Валерьевича по поводу названия престолов в Успенской церкви. Он сказал, что в настоящее время действует один престол из трёх – во имя Успения Божией Матери.

    Опубликовано 20 декабря 2009 года в 16:46 | Постоянная ссылка