Церковь Димитрия Солунского (Крестовоздвиженская)

Ирина Гаврилова прислала подробнейший и интереснейший рассказ об этой церкви:

Церковь Воздвижения или Димитрия Солунского была построена в 1775 году. В будущем 2010 году ей исполнилось бы 235 лет. Стояла она рядом с Алексеевским монастырём на пересечении нынешних улиц Свободы и Октябрьской. Раньше улица Свободы называлась Благовещенской, а улица Октябрьская — Крестовоздвиженской. Церковь эта была двухэтажной и носила сразу два названия, так как имела два престола, то есть две самостоятельные церкви в одном здании. Один главный престол во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня находился на втором этаже — это была летняя церковь и богослужения велись здесь только в тёплое время года. Второй престол во имя Святаго великомученика Димитрия Солунского находился на первом этаже. Это была тёплая отапливаемая церковь, и богослужения в ней велись зимой.
Крестовоздвиженская церковь

Строительство одного храма, но с приделом на первом этаже для зимнего богослужения, в Угличе не было редкостью. Первая такая церковь была построена в 1692 году — это церковь Царевича Димитрия на крови. Похожие церкви Флоровская и Казанская. До постройки в 1775 году этого здания, на этом месте существовало две деревянные церкви: одна Воздвижения с приделом Великомученицы Варвары, другая тёплая церковь Димитрия Солунского. Когда эти церкви разобрали, то на месте их построили красивый храм, сохранив при этом оба престола. В деревянной церкви Воздвижения, точнее в её приделе во имя Великомученицы Варвары находилась храмовая икона 14 века “Святая Варвара”.
Святая Варвара

В настоящее время этот образ находится в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Это единственная икона из Углича, которая находится в экспозиции, а не в запасниках! Её может увидеть любой, побывавший в Третьяковской галерее. Она была вывезена из Углича в 1910 году.

После польского разорения, вероятно, что обе эти деревянные церкви уцелели, т.к. в литературе есть упоминание о них:

Ружной храм Дмитрей Солунской, да теплая церковь Варвара Христова мученица. Он стоял на Масляной улице…”

«Ружной храм» — это храм, который содержался на «ругу» — казённое жалование, выдававшееся церквам из местных доходов, как правило таможенных и питейных.

Вторая половина 18 века — «век золотой Екатерины». Не сохранились источники, которые помогли бы нам узнать, на чьи деньги был построен в 1775 году этот великолепный каменный храм. На деньги прихода, городской казны или какого-то знатного угличанина… Может быть, это подарок императрицы Екатерины нашему городу? Ведь Дмитрий Солунский был небесным покровителем царевича Димитрия.

Но храм этот был особенным во всех отношениях. Нет традиционного пятиглавия. Храм вытянут с запада на восток, выстроен скорее «базиликой», чем «кораблём». «Базилика» — это тип здания с обширным прямоугольным в плане внутренним пространством. Базиликальный тип здания предпочла католическая церковь. Большинство русских православных церквей выстроены, так называемым «кораблём». В этом «корабле» чётко прослеживаются 4 основные части: паперть, колокольня, трапезная и храмовая часть. Ярко выраженный классический тип «корабля» — это церковь Царевича Димитрия «на крови». На примере Солунской церкви мы не видим разделения здания на трапезную и храмовую часть. Где находится храмовая часть, условно можно понять по кровле — массивная четырёхгранная, напоминающая сомкнутый свод. На ней поставлена огромная глава в виде потира, церковного сосуда.

Несомненно, эта деталь — веяние столичной Петербургской моды. Можно предположить, что именно на Крестовоздвиженской церкви глава в виде чаши появилась в Угличе. Затем уже, в начале 19 века, и колокольня Спасо-Преображенского собора украсилась позолоченной чашей вместо традиционной луковки, и на Казанской, Корсунской церквах появились такие завершения. А как можно было отнестись к витражам, которые находились на окнах алтарной части? Абсолютно нетипично для Православной России. Но как красиво! Можно только предполагать, как искрилось солнышко по утрам в красных, синих, жёлтых стёклах.

Украшали фасад здания и фрески, которые находились между окнами второго этажа. Издали создавалось впечатление, что между окнами нет простенков — сплошной ряд окон. Основной цвет церкви жёлтый, некоторые детали белые, кровля зелёная. Колокольня храма, скорее всего была построена позже. Она поставлена отдельно и соединена с церковью дополнительной кладкой.

К сожалению, фотографий внутреннего убранства Солунской церкви не сохранилось. Не сохранилось ничего и из предметов культа, ранее находившихся в этой церкви. Только упоминавшаяся икона второй половины XIV века «Великомученица Варвара» и часть поясного деисусного чина последней четверти XV века. Эти иконы находятся в Государственной Третьяковской галерее. Больше ничего!

В который раз я задаюсь вопросом, каким образом мог появиться столь необычный храм в маленьком уездном городе? Нет в округе ему подобных. Правда, недалеко от Углича в селе Егорьевское (по Мышкинской дороге) сохранилась до сих пор церковь Казанской Божией матери также базиликальной планировки. Она очень отдалённо напоминает Крестовоздвиженскую.

Строили церковь крепостные мастера. Сколько любви, фантазии вложили зодчие в сооружение этой церкви. Здесь гармонично сочетается стиль «барокко» с классическим стилем.

Солунская церковь несомненно была важным украшением города Углича. Прихожанами этой церкви являлись жители деревень Гвоздево, Хуторы, одна из ветвей известного купеческого рода Серебренниковых, купеческие роды Калашниковы, Лазаревы, Кошкаровы.

Наступили иные времена. В 1927 году богослужения в церкви прекратились, её закрыли. Какое-то время в ней находился склад. Может быть, красавица церковь и сохранилась бы до наших дней, если бы жители некоторых соседних домов не написали письмо с просьбой разобрать её. Они, якобы, боялись, что она рухнет на их дома. Этот интересный факт сообщила нам старейшая жительница улицы Октябрьской Тихомирова Мария Ивановна. Солунскую церковь с архитектурной стороны жалко даже больше других. Настолько она была хороша, настолько исключительна.

Сейчас на месте этой церкви стоит деревянный крест. Пусть память о Крестовоздвиженской церкви живёт.

Только всеобщая память не даст превратиться в скопище людей, не способных ценить и хранить своё наследие – культуру, природу, обычаи, нравственность.

Использованная литература:

  1. Лиуконен Е.А. «Крестовоздвиженская церковь в Угличе». Рукопись.
  2. Борис фон Эдинг «Ростов Великий-Углич». 1913.
  3. Горстка А.Н. «Примечания к „Путеводителю по церквам города Углича” Н.Ф.Соловьёва».
  4. Горстка А. «История одной церкви».
  5. Шамаро А. «Нартекс». Журнал «Наука и религия». 1992.

5 комментариев

  1. Виктор Бородулин

    Хотелось бы внести ма-а-аленькое уточнение – в структуре классического православного храма не четыре, а две основных части – алтарь (про него, святая святых, и вдруг забыть – ой, негоже!) и, собственно, сам храм. Позже, как дополнение, появилась трапезная. Кстати, до сей поры на Балканах, в наших православных церквях-сестрах, Болгарской и Сербской, трапезные – это отдельно отстоящие здания от основного храма. Только мы, северные русские, их пристраивали, ради экономии средств и тепла.
    Вот и на этой фотографии первое, самое ближнее, что видит зритель – алтарная часть.
    Храм может быть без колокольни, без паперти, без трапезной, без глав, даже без стен, да без чего угодно, но без алтаря церковь – не храм.
    Единственная культовая постройка, которая может существовать без алтаря – часовня. Так там и литургию не служат, а только “Часы” читают, отчего она так и называется.
    (И уж, если и говорить о базилике, то именно она и состоит из нефов, или “кораблей”. “Базиликальная планировка” – это совсем не тот термин, который здесь уместен. Уточнить ведь так просто! Да, и если хотите посмотреть аналог – пожалуйста, церковь Михаила Архангела в селе Архангельском, это на пути в Некоуз, прямо на дороге. Хоть не весьма, но похоже. И по структуре, и по времени строительства.)
    Вероятно, именно эти не совсем верные сведения о структуре православного храма для статьи автором взяты из приснопамятной “Науки и Религии”. Я не могу себе представить, что бы Анатолий Николаевич Горстка или Борис фон Эдинг могли бы написать такое.
    ____
    P. S. И не путайте витраж и цветное остекление церковных окон – оно применялось в православных храмах еще с семнадцатого века.

    Опубликовано 09 декабря 2009 года в 23:01 | Постоянная ссылка
  2. Виктор Бородулин

    Еще одно уточнение. Храм, так же, как и этот, без разделения на трапезную и храмовую часть, то же однообъемный, двухэтажный – и сейчас стоит в селе Воскресенском Некоузского района. Это церковь Воскресения Словущего. И так же – конец XVIII века, прекрасный образец барокко. По некоторым данным, он построен по проекту знаменитейшего русского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского.

    Опубликовано 09 декабря 2009 года в 23:28 | Постоянная ссылка
  3. iskra99

    Беспощадный и уважаемый Виктор Валерьевич!
    Предлагаю Вам, не смотря на позднее время, заглянуть на страницу 11 “Примечания” к книге “Путеводитель по церквам города Углича” Н.Ф.Лаврова. Эти “Примечания” написал глубоко нами всеми уважаемый Анатолий Николаевич Горстка.
    Он пишет:” Церковь славилась своими цветными витражами в алтарных окнах на евангельские сюжеты – “Моление о чаше”, “Воскресение”, “Несение креста”. Значит, одним из украшений Солунской церкви были именно витражи ( своего рода картины из цветного стекла ), а не простой набор цветных стеклянных вставок.
    Я абсолютно соглашусь с Вами, что церковь может быть без колокольни ( примеров много ), без паперти ( примеры есть ), без трапезной ( можно найти примеры ), но без стен…..?
    В тексте я не дала описания храмовой части, где находится непосредственно алтарь и где происходят богослужения. Я посчитала, что это и так всем понятно…
    Короче говоря, культовая архитектура – это Ваш конёк и Вы можете много и много интересного ещё нам рассказать!!! И показать на Ваших фото!!!!
    ___________________________________________________________
    Ну, и критика журнала “Наука и религия” Советского периода с Вашей стороны очень уж жёсткая и категоричная. Не надо так сразу. В этом журнале работали не менее грамотные и образованные люди, чем Вы.

    С уважением Ирина.

    Опубликовано 10 декабря 2009 года в 0:37 | Постоянная ссылка
  4. Виктор Бородулин

    Витражи в православных храмах появились со второй половины девятнадцатого века, и были совсем не редкостью в столичных и крупных городах. То, что в Угличе – да, занятно, значит, деньги были в приходе, что бы заказать.
    Храмы без стен – Вы забыли о катакомбных, пещерных церквях. Собственно, представляют они полость, или систему полостей, выдолбленных в массиве горной породы, и как таковых стен, как конструкции, нет. Нет окон. Много чего нет. Но есть четкое разделение на алтарную часть – и на все остальное.

    Опубликовано 10 декабря 2009 года в 1:25 | Постоянная ссылка
  5. iskra99

    Сегодня, рассматривая свои фото, с удивлением обнаружила, что колокольня Солунской церкви очень похожа на сохранившуюся колокольню в селе Спасское на Корожечной!
    Здорово!

    Опубликовано 25 декабря 2009 года в 17:57 | Постоянная ссылка