Ещё раз про калеметь

Довольно давно я пытался выяснить подробности о якобы существовавшем до семидесятых годов свидетельстве мегалита в угличском кремле. Тогда нашлись только люди, которые бывали в кремле в указанные годы и ничего подобного там не встречали. Но недавно археолог Александр, о котором я сегодня уже писал, рассказал об этом подробно. Если вкратце, то что-то явно было, только не там, не тогда и не то, хотя и называлось так. Впрочем, слово Александру:

Примерно там, где на схеме стоит цифра 7, был пороховой погреб. Он использовался чуть не до революции. Возможно, в 70 годы туда был какой-то лаз, не знаю. Может, торчал кусок стены? Может, автор про него и пишет?

Калеметь тоже была, местные про неё хорошо знали, это был признанный ориентир. Во всяком случае в одной из купчих 17 века так и указано “двор в Кремле у Калемети”. Только к мегалиту она никакого отношения не имела. Её место точно не известно, скорее всего где-то ближе к цифре 5 на схеме. Скорее всего это было какое-то всхолмление, возможно обложенное булыжником (но камни были размером не с метр, а сантиметров этак 10-30).

Само слово “калеметь” какое-то чухонское, мерянское. Означает капище, святилище, насыпь. Возможно, в дославянскую эпоху какое-то капище там и было. Собственно мерянского святилища в наших раскопах не было вовсе, но слово могло прилипнуть и к чему-то не мерянскому, более позднему. Есть как минимум ещё 2 кандидата на звание калемети. Один – курган. С большой долей вероятности вдоль Каменного ручья шла цепочка курганов середины 10 – начала 11 века, полностью к нашему времени снивелированных. Вернее, в основном они были разрушены (если вообще существовали) в 11-12 веках, при отсыпке вала. Возможно, в 17 веке что-то ещё торчало. Другой кандидат – остатки воротной башни вала 11-12 века. Нечто похожее на остатки курганного могильника и нечто похожее на остатки фундаментов воротной башни читалось в наших раскопах.

К сожалению, более точных археологических данных о калемети нет.

Ничего “мегалитического” в наших раскопках не обнаружено. Самые ранние следы людей, найденные нами в Кремле, относятся примерно к эпохе Христа, это т.н. “Дьяковская культура”, раннее железо. Остатки дьяковского посления проявились под фундаментами дворца, между Спасским собором и Волгой. Потом, веке в 8-9, дьяковцы были вытеснены чухной (?мерей?), позже чухонцы – славянами. Ближайшая к Угличу неолитическая стоянка обнаружена, кажется, в районе Золоторучья, но сказать об этом что-либо конкретное я, увы, не могу.

Про могильник можно поглядеть тут: http://www.russiancity.ru/hbooks/h039h.htm

Вообще, если есть интерес к раннесредневековой истории Углича, прочтите книжку Томсинского С.В. “Углече Поле в IX-XIII веках” (например продаётся тут: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4462369/) – там собраны практически все результаты работы экспедиции.

Если будут вопросы – попытаюсь отвечать.

9 комментариев

  1. Ирина

    Всеволод!!!! Вы подняли исключительно интересную тему: археологические раскопки на территории Углича и Угличского района!
    Александр написал, что слышал о том, что в районе Золоторучья было найдено что-то, но что он не знает.
    Передо мной лежит тетрадь, которую написал мой дед преподаватель Угличского педучилища, художник и страстный краевед Иван Николаевич Потехин. Эта самодельная книжица называется “Записки краеведа”.
    Приведу отрывки из рассказа “Курганное кладбище”.
    “Это случилось летом 1951 года километрах в 7 от Углича ( район Баскачей ).В поисках грибов я долго бродил по лесу…. Меня заинтересовал необычный вид поляны, большую часть её занимали довольно высокие холмики, имевшие овальную форму. Все они были вытянуты в одном направлении…. “А если это – курганное клабище?” – подумал я. Внимательный осмотр обрыва берега дал ещё более интересный результат: был виден человеческий череп, кости…. Как удачно произошёл обвал, разрезав пополам могилу.
    Действовать надо было без промедления. Остаки кургана могут вот-вот обрушиться и их размоет вода.
    Первое, с чего следовало бы начать – это сообщить в краеведческий музей и своим товарищам-краеведам о находке. Потом, не теряя времени, вскрыть остаток кургана. Специалисты-археологи прибудут не скоро, об этом известно из опыта…..
    Сообщение о найденном в районе деревни Баскачи курганном кладбище вызвало живой интерес у моих сослуживцев-преподавателей. В назначенное время около педучилища собралась группа группа энтузиастов-краеведов. Среди них были и преподаватели, и студенты, был и представитель музея…
    На месте мы насчитали 18 штук холмиков….
    Учитель Александров нашёл железный предмет, сильно сахивающий на топор. Новая находка, учитель Ефремов бережно раскапывает глиняный горшок. К общему удивлению он хорошо сохранился. Горшок имел неправильную форму и на нём были заметны вмятины пальцев. Следовательно, горшок был сделан руками, без применения гончарного круга. Это важная деталь!
    Но уже сейчас видно, что курган очень древний… В песке мы нашли костяные бусы и наконечники стрел….
    Потом мы раскопали оставшуюся в сохранности часть кургана. На глубине 70 см… на спине лежал скелет человека лицом на юг и головой на запад. Ноги и левая рука были вытянуты, а правая рука лежала на животе, в неё был зажат нож….
    Вскоре в педучилище была устроена выставка наших находок. Через некоторое время мы её передали в музей…. Местная газета опубликовала на эту тему статью…
    Дальнейшие уже научные раскопки и исследования произвели специалисты-археологи т.т. Крайнов и Фихтнер.
    Археологу Крайнову мы оказали помощь в раскопках нескольких курганов. В трёх из них были обнаружены захоронения славянских воинов. Поражал их большой рост от 1м 85 см до 1м 90 см. Рядом с воинами лежало их оружие. Специалисты отнесли кладбище к 10-12 векам нашей эры…
    Почти тысячу лет назад разыгралась кровавая драма. Враг напал на селение славян и они вступили в бой за свою землю…..”
    Если Вас заинтересуют результаты археологической экспедиции Крайнова в 50-60 г.г 20 века на территории нашего района, постараюсь ещё что-нибудь поискать.
    С уважением Ирина.

    Опубликовано 23 августа 2009 года в 16:41 | Постоянная ссылка
  2. Всеволод Шорин

    Конечно, мне будет интересно, и думаю, что не мне одному. Хотя, насколько я понимаю, стоянка эта достаточно известна и для начала мне стоит порыться в том, что есть о ней в интернете. Вот, хотя бы, на сайте музея «Угличские звоны»: http://uglitcheskiezvony.narod.ru/Drevneeproshloye.htm

    Я мало знаю о вашем деде, но судя по тому, что я слышал, это был человек очень интересный и неординарный. А его дочь Татьяна Ивановна учила меня в школе русскому языку и литературе, за что я ей очень благодарен. Смею надеяться, что не я один :-)

    Опубликовано 23 августа 2009 года в 22:04 | Постоянная ссылка
  3. Михаил Селифонтов

    Ух-ты, тема какая ИНТЕРЕСНАЯ!
    МЕГАЛИТЫ с древнейших времен находят во всех уголках земного шара, и многие из них намного старше, чем мы можем себе представить. Это наследие оставшееся нам от предыдущих цивилизаций (как бы это не казалось абсурдным, но доказательств существования до нас хотя бы одной працивилизации предостаточно). Возможно им десятки или сотни тысяч лет. Эти вопросом занимаются российские исследователи-энтузиасты из ЛАИ (Лаборатория Альтернативной Истории) в рамках проекта “Запретные темы истории”. У них отснято не мало фильмов по этой теме, есть сайт http://www.lah.ru/ с множеством фотографий, с многочисленными дискуссиями по этой теме и близкой к ней.
    Лично я давно пересмотрел свои взгляды на древнюю историю и полностью согласен с точкой зрения ученых из ЛАИ.
    Под впечатлениями их исследований можно сделать предположение, что мегалиты могут обнаруживаться, где угодно, и даже в Угличе. И вот, пожалуйста, есть хоть какое-то этому подтверждение. Вообще мегалиты встречаются по России во многих местах, правда исследуют их мало, а зря. С виду конечно ничего особенного, а ведь у некоторых камушков вес в сотни тонн, и видна тщательная обработка поверхностей. Как такое возможно, пусть даже 1000 лет назад? В нашей полосе скорее всего большинство таких камушков находится в труднодоступных местах, или глубоко под землей, а часть и вовсе уничтожена или использована в качестве фундамента сооружений средних веков (крепостей, соборов и т.д.) Если была бы у археологов возможность покопать под стенами древнерусских сооружений, будь то Новгородский, Ростовский, Ярославский или даже Московский кремль, то наверняка где-нибудь в кладке фундамента обнаружится такой мегалитический камушек, который поставит огромное количество вопросов и первым вопросом будет – как его сюда уложили, весом в сотни тонн, и как обработали до идеально ровных плоскостей в те времена. А все просто (а может и сложнее) – эти мегалитовые блоки уже лежали на этих местах тысячи лет, доставшись нам от каких-то разрушенных древних строений працивилизации, существовавшей еще до потопа. Вероятно в эпоху 1-го тысячелетия нашей эры там, где находили такие мегалиты на них и строили сооружения используя их в качестве фундамента.
    Угличская “калеметь” возможно сложена в дохристианские времена и не является сооружением времен до всемирного потопа, но судя по сохранившемуся описанию, можно предположить, что она была из блоков оставшихся от каких-то сооружений древнейшей цивилизации. И скорее всего эта “калеметь” была разрушена уже несколько сот лет назад, а мегалитовые блоки от нее вероятно пошли на фундаменты тогдашних строений. Теперь пойди найди их.

    Опубликовано 26 августа 2009 года в 5:32 | Постоянная ссылка
  4. Виктор Бородулин

    Да, рассказывали мне недавно про такие камешки. Совсем недалеко от нас, в Мышкинском уезде, было нечто похожее на кусочек Стоунхенджа. Этакая гигантская буква “П”, сложенная из огромных, грубо отесанных камней. Местная барыня, а дело происходило где-то в середине прошлого века, узнав о таком чуде, пожелала самолично посмотреть. Посмотрев, удивилась, удивившись – повелела перевести оное к себе, на усадьбу, дабы удивлять соседей. Но все попытки ее челяди даже хотя бы сдвинуть, не то что погрузить камешки, окончились, конечно же, неудачей.
    По всей видимости, так и стоят они на том островке среди Мышкинских болот. Верные люди обещали все поподробнее разузнать у теперешнего местного населения, и, когда все будет известно, и листва пооблетит, да и низины подмерзнут, может быть, если все удастся, непременно посещу сие чудо, и, конечно же, сфотографирую.

    Опубликовано 26 августа 2009 года в 20:52 | Постоянная ссылка
  5. Михаил Селифонтов

    Виктор! Интереснейшую информацию Вы сообщили! Конечно возможно что в настоящее время эти камушки ушли глубоко в болото, и найти их будет не просто, но всякое бывает. Если подтвердится наличие этих камней, то получается на самом деле верно, что мегалиты обнаруживаться могут где угодно и явление это планетарного масштаба. Искренне желаю Вам успехов в поисках !!! P.S. Возможно я бы мог составить Вам компанию в этой экспедиции. Жду Ваших комментариев.

    Опубликовано 27 августа 2009 года в 23:49 | Постоянная ссылка
  6. Виктор Бородулин

    Михаилу.
    Пока ждем-с сентября. А потом – видно будет. Исходя из опыта поиска и съемки камней, а за этот полевой сезон уже отснято по Угличскому району порядка 20-ти каменных достойных внимания объектов, и еще примерно десяток на очереди, можно сказать, что летом искать и фотографировать камешки – дело в высшей степени неблагодарное и весьма трудное. Можно пройти от него в десяти шагах – и не увидеть. Пока не ткнешься носом. Самое лучшее время – когда на уже сухую траву ляжет первый снег и примнет ее. Вот тогда они все, как на ладони. Подходи и бери их тепленькими.
    Итак, когда те “верные люди” все узнают, протопчут дорожку, что бы потом другим не плутать, вот тогда и можно будет отправляться в “искпедицию” (прям как Винни-Пух искал Северный Полюс и Ось земли).

    Опубликовано 28 августа 2009 года в 21:45 | Постоянная ссылка
  7. Михаил Селифонтов

    Виктор! Спасибо за информацию. Я и не знал, что в нашем районе такое количество древних каменных объектов. Было бы очень интересно посмотреть их фото? Насчет “экспедиции” – нет вопросов, как скажете.

    Опубликовано 31 августа 2009 года в 3:51 | Постоянная ссылка
  8. Ирина

    C добрым солнечным сентябрьским днём!!!!!!
    Я некоторое время сомневалась, а стоит ли выносить на суд публики ещё один рассказ из книги Ивана Николаевича Потехина…. Рассказ про Петухов камень.
    Решила, что стоит. Во-первых, книга эта – “Записки краеведа” никогда не издавалась, она самодельная, кроме нас, близких родственников Ивана Николаевича, её никто не читал. Во-вторых, автор своими глазами видел этот Петухов камень( котороего сейчас уже нет ) и описание этого камня приводит подлинное ( есть рисунок камня ). В-третьих, если многие угличане уже прекрасно знают легенду об этом камне, то сайт читают не только жители Углича, а им, я думаю, будет интересно узнать про одну нашу местную легенду….. Итак ( текст в сокращении ):
    “Вокруг этого камня создавались легенды, его боялись суеверные старухи и обходили стороной. Местные краеведы и любители старины, люди отнюдь не суеверные, недоумённо пожимали плечами.
    Камень в самом деле был не обычный: на нём был след петушиной лапы. Судя по следу петух должен быть ростом с человека.
    Ещё мальчишкой я слышал легенду об этом камне. Много, много лет тому назад вокруг Углича было неспокойно. Враги часто нападали на город. И вот, когда Угличу грозила беда, в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух, садился на камень и троекратным криком предупреждал жителей о нашествии врага. С тех пор, якобы, и остался след его лапы на камне.
    И вот я перед этим камнем. Громадный валун, величиной с порядочный стол, глубоко врос в землю. Его верх, как бы срубленный топором, немного наклонен и на нём можно различить четырёхпалый след петушиной лапы. Длина следа была сантиметров 30. Не мог ли след явиться результатом выветривания? Нет, тут поработали человеческие руки, так как остались следы работы каким-то орудием. Но, кто, когда и для какой цели это сделал?
    Можно было пока определённо сказать, что камень очень древний. Район Углича, где находился камень, издревле в простонародьи назывался “Петухи”. Церковь, расположенная метрах в ста от камня, называлась церковью “Николы на Петухах”. Всё это, повидимому, имело тесную связь с камнем.
    А вот кто и зачем высек на камне этот непонятный знак?
    …….. Камни с “отпечатками” лап животных и птиц – это камни-следовики. Они являлись межевыми знаками славянских племён.
    Из истории мы знаем, что наши предки – славяне поклонялись различным животным, птицам.Каждое славянское племя или род имели своего “бога-покровителя”. ……Чтобы “узаконить” переход территории в свою собственность, они ограждали её валунами с изображением своего родового знака.
    Впрочем, должен оговориться, петушиная лапа на камне могла иметь и другое происхождение, ведь история древних славян ещё мало изучена…
    С.Рейпольский в своей книге “Углич”, изданной в 1939 году в Ярославле, упоминает об этом угличском камне и предполагает, что местное народное предание, повидимому, легло в основу произведения А.С.Пушкина “Сказка о золотом петушке”. И в этом нет ничего необычного. Наш великий поэт, всегда живо интересовавшийся стариной, изучал историю Углича. Вспомним его драму “Борис Годунов”. Возможно, что работая над своей романтической трагедией, Пушкин узнал об угличской легенде. Надо учесть и то, что “Сказка о золотом петушке” была написана уже после “Бориса Годунова”.
    Очерк о Петуховом камне закончу сообщением: камень этот уже не существует, Лет тридцать тому назад его разбили для мощения дороги. Были разбиты тогда же семь таинственных камней у деревни Левайцево, о которых ещё лет пятьдесят тому назад писал историк города Л.Ф.Соловьёв. На этих камнях были высечены какие то знаки, ни кем не разобранные.”
    Свои “Записки” И.Н.Потехин писал в 50-х годах 20 столетия. В 1961 году автор умер в возрасте 69 лет.
    Спасибо за внимание и интерес к этой статье.

    Опубликовано 05 сентября 2009 года в 12:47 | Постоянная ссылка
  9. Михаил Селифонтов

    Эх, жаль что так поступили с камнями у Левайцево!!! Нельзя так с древним наследием! Если их отметил уважаемый человек Л.Ф.Соловьёв, значит не с проста, были на то причины. Насчет “петушиного” камня, тут тоже поспешили его разломать. Особенно привлекает описание “как бы срубленный топором”, возможно даже спиленный чем то. Вот и боялись, а точнее обожествляли этот камень в недалеком прошлом, потому-что не понимали каким инструментом можно было такое сделать?! Интересно запечатлен он на фото? Если да, хорошо бы взглянуть на его снимок!

    Опубликовано 19 сентября 2009 года в 18:11 | Постоянная ссылка